Ресурсный центр «Внедрение системы оценки уровня готовности старшеклассников к осознанному профессиональному самоопределению»

ВИДЕОРОЛИК "РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ"

Профессиональная ориентация учащихся – одно из важных направлений образовательного процесса в учреждении, осуществляемое педагогом-психологом, педагогом социальным, классными руководителями, библиотекарем под руководством заместителя директора по ВР.

ПОЛОЖЕНИЕ о ресурсном центре системы образования Октябрьского района г. Гродно по теме «Внедрение системы оценки уровня готовности старшеклассников к осознанному профессиональному самоопределению на основе социологического мониторинга»

Цель и задачи ресурсного центра

развернуть

Целью ресурсного центра профориентационной поддержки участникам процесса в выборе профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

Задачи ресурсного центра:

  • оказать профориентационную поддержку учащимся впроцессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности;
  • получить диагностические данные о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для определения дальнейшей профессиональной деятельности обучения;
  • выработать гибкую систему взаимодействия старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.

Методическая работа:

  • методическое пополнение ресурсного центра через обновление стендов, наглядных пособий, папок, методических
  • материалов, нормативной документации ;
  • трансляция информационно-справочных (профессиограмм, профессиональной рекламы и агитации, учебных
  • фильмов, средств массовой информации и проведение ярмарки профессий);
  • сотрудничество с учреждениями образования района; 
  • информирование родителей о работе ресурсного центра профориентации;
  • выставка и обзор новинок литературы и интернет-ресурсов по профориентации;
  • обновление рубрики на сайте школы «Ресурсный центр»;
  • работа ресурсного центра в шестой школьный день.

Основные направления работы ресурсного центра:

  1. Проведение экскурсионной деятельности
  2. Профессиональное консультирование
  3. Профессиональная диагностика
  4. Выставочное направление
свернуть

Нормативно – методическая основа профориентационной работы в учреждении образования

развернуть

Закон Республики Беларусь 15 июня 2006 г. № 125-З О занятости населения Республики Беларусь

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь "Об организации допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся учреждений общего среднего образования в учреждениях общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования"

Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь (Утверждено Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь 31 марта 2014 г, №15/27/23)

Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 954 О непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов

Профессиональная ориентация обучающихся учреждений общего среднего образования (методические рекомендации для методистов Р(Г)УМК, заместителей директоров по воспитательной работе, специалистов СППС, классных руководителей)

Постановление 15 июля 2015 № 82 Об утверждении Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи  

свернуть

Профориентационная работа в школе

развернуть

Профессиональная ориентация — это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения. Т. о. можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.

Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.

Экономический аспект — это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:

1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Содержание профориентации в условиях непрерывного образования.

Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности учащихся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде).

С этой целью ежегодно составляются школьные и городские планы работы по профориентации. Это направление прослеживается в плане каждого классного руководителя – раздел профориентация. Ответственными за профориентационную работу в школах являются заместители директоров по воспитательной работе. Помощь классным руководителям в организации этого блока работы также оказывают социальные педагоги, психологи, преподаватели-организаторы ОБЖ, учителя “Технологии”. Тесные контакты школ с МУК, предприятиями, учебными заведениями профтехобразования, средними и высшими учебными заведениями, внешкольными учреждениями, территориальными центрами профориентации.

Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности учащихся 7-9 классов, которую проводят психологи. На основании этих данных дальнейшую работу с родителями и учащимися проводят классные руководители.

Структура деятельности педколлектива по проведению профориентационной работы в школе

Координатор деятельности: заместитель директора по воспитательной работе

заместитель директора по воспитательной работе, в функции которого входят:

  • выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;
  • поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;
  • планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;
  • осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика определение индивидуальной образовательной траектории;
  • проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;
  • организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;
  • организация системы повышения квалификации классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся;
  • осуществление контролирующих функций работы классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся;

Выполняющие рекомендации координатора:

Классный руководитель: опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:

  • составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
  • организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
  • ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся;
  • помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
  • организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
  • организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
  • оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
  • проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
  • организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.

Учителя-предметники:

  • способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
  • обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
  • проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
  • адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.

Библиотекарь:

  • регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
  • изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
  • обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
  • регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отрослям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д)

Социальный педагог:

  • способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;
  • оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
  • осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

Школьный психолог:

  • изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся
  • осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
  • проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;
  • проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
  • осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
  • приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;
  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;
  • создает базу данных по профдиагностике.

Направления и формы работы.

Организационно-методическая деятельность

  • Работа координаторов по профориентационной работе с уч-ся.
  • Методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.

Работа с учащимися

  • Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;
  • Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
  • Анкетирование
  • Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия)
  • Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.

Работа с родителями

  • проведение родительских собраний;
  • лектории для родителей.
  • индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
  • анкетирование родителей учащихся;
  • привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;
  • привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, ученических театров, общественных ученических организаций;
  • помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
  • избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
  • создание попечительского совета, включающего работников общеобразовательного учебного заведения, родителей учащихся, частных предпринимателей, оказывающих спонсорскую помощь школе, представителей шефских организаций и т.д.

Как оценивать эффективность профориентации школьников

К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится;

  • достаточная информация о профессии и путях ее получения.Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
  • Следующий результативный критерий — потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии — это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
  • Результативным критерием является и уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся VIII—XI классов отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
  • В качестве результативного критерия можно выделить также степень самопознания школьника.От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.
  • Последний результативный критерий — наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.

Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Критерий этот, однако, не самостоятелен, а обусловлен реализацией основных направлений профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества. Сформированность последних — дополнительный критерий обоснованности выбора профессии.

В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:

  • индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);
  • направленность профориентационных воздействий прежде всего на всестороннее развитие личности(предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).

Критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, согласованные с выбором профиля обучения

Критерии Показатели
9 класс 10-11 классы
Когнитивный

 

(К)

1. Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств.
2. Владение способами самодиагностики и саморазвития.
3. Знание многообразия мира труда и профессий; необходимости профессионально

 

го выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями.

3. Знание предметной стороны профессиональной деятельности; общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК).
4. Понимание специфики профильного обучения, его значения для профессионального самоопределения. 4. Знание своих интересов, склонностей, способностей.
Мотивационно- ценностный

 

(М-Ц)

1. Заинтересованность в получении знаний.

 

2. Положительное отношение к продолжению обучения в соответствии с избираемым профилем.

3. Осознанная мотивация на профильное обучение как условие для достижения поставленной цели выбора желаемой профессиональной деятельности.

4. Осознание необходимости выбора профиля обучения на основе соотнесения своих профессиональных намерений с личностными склонностями и возможностями.

5. Адекватное отношение к себе как субъекту выбора профиля обучения, самостоятельность и активность при осуществлении выбора.

1. Устойчивые познавательные интересы.

 

2. Отношение к избираемой профессиональной деятельности (понимание общественной и личной значимости избираемой профессиональной деятельности, присутствие интереса к избираемой профессии в системе ценностных ориентаций).

3. Адекватная самооценка ПВК.

Деятельностно-практический (Д-П) 1. Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей.
2. Проявление своего творческого потенциала, коммуникативности и самостоятельности в достижении наивысших результатов по интересующим, профессионально значимым учебным дисциплинам. 2. Готовность к исследовательской, преобразовательной и коммуникативной деятельности в избранной сфере.

 

3. Ориентация на творчество.

4. Стремление к совершенствованию ПВК.

свернуть

Профессиограммы

развернуть

Профессиограмма (от лат. Professio — специальность + Gramma — запись) — система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику. 

Представляет собой описание системы признаков, характеризующих ту или иную профессию и включающее в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику. Профессиограмма может включать в себя, например, перечень гигиенических или психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп.

Она необходима для поиска подходящей профессии по личным качествам человека, давая ему возможность заниматься таким делом, которое ему нравится.

Хорошая профессиограмма отвечает на следующие вопросы:

  • В чем суть данной профессии?
  • Чем конкретно занимается сотрудник?
  • В каких условиях происходит труд?
  • Какие требования предъявляются к уровню подготовки работников?
  • Какие способности нужны для успешного овладения профессией?
  • Легко ли трудоустроиться обладателям данной профессии?
  • На какие заработки можно рассчитывать?
  • Каковы возможности для карьерного роста?

Архив профессиограмм

свернуть

ЦЕЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА

развернуть

Что такое обучение по договору о целевой подготовке специалиста или целевое обучение?

  • Это Ваша гарантия, что организация, заключившая с Вами договор о целевой подготовке специалиста будет ждать Вас на работу весь срок вашего обучения.
  • Это Ваша гарантия, что после обучения Вы останетесь работать в организации, с которой Вы заключили договор о целевой подготовке специалиста.
  • Это Ваша гарантия, что Вы не останетесь без работы в течение всего времени (отработки) указанного у Вас в договоре.

 

На основании подпункта 1.39 пункта 1 статьи 1 Кодекса Республики Беларусь об образовании, в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 № 821 «О некоторых вопросах распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, возмещения затраченных государством средств на их подготовку и целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих» с 01.03.2022 подготовка специалистов на условиях целевой подготовки осуществляется за счет республиканского и (или) местных бюджетов в дневной форме получения образования без ограничения численности населения населенных пунктов, на территории которых расположены организации образования.

 

КОДЕКС  ОБ ОБРАЗОВАНИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

(Подпункт 1.39 пункта 1 статьи 1)

Целевая подготовка специалистов, рабочих, служащих – подготовка специалистов с высшим образованием, средним специальным образованием, рабочих со средним специальным образованием за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов  в дневной форме получения образования в целях удовлетворения кадровых потребностей организаций Республики Беларусь за счет персонального привлечения лиц из числа граждан Республики Беларусь, проживающих в Республике Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, являющихся выпускниками учреждений образования Республики Беларусь, осуществляемая в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста с высшим образованием, специалиста (рабочего) со средним специальным образованием, рабочего (служащего) с профессионально-техническим образованием.

Примечание. Кодекс об образовании Республики Беларусь вступает в силу с 01.09.2022.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

22 июня 2011 г. № 821

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ, ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ, НАПРАВЛЕНИЯ НА РАБОТУ, ПОСЛЕДУЮЩЕГО НАПРАВЛЕНИЯ НА РАБОТУ ВЫПУСКНИКОВ, ВОЗМЕЩЕНИЯ ЗАТРАЧЕННЫХ ГОСУДАРСТВОМ СРЕДСТВ НА ИХ ПОДГОТОВКУ И ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ, РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

- Прием граждан в учреждения образования для получения образования на условиях целевой подготовки осуществляется в соответствии с правилами приема лиц для получения высшего образования I ступени, среднего специального образования, утверждаемыми Президентом Республики Беларусь, правилами приема лиц для получения профессионально-технического образования, утверждаемыми Правительством Республики Беларусь.

Основанием для участия в конкурсе на место для получения образования на условиях целевой подготовки является договор о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего), составленный по форме согласно приложению 1 в трех экземплярах и подписанный гражданином и заказчиком.

- Зачисление граждан, успешно прошедших конкурс на место для получения образования на условиях целевой подготовки, оформляется приказом по учреждению образования на основании решения приемной комиссии в сроки, установленные правилами приема в данное учреждение образования. Одновременно руководителем учреждения образования подписывается договор, представленный гражданином в приемную комиссию учреждения образования.

При равном количестве набранных на вступительных испытаниях баллов учитывается мнение заказчика.

В случае появления вакантных мест для получения образования на условиях целевой подготовки по согласованному решению приемной комиссии учреждения образования и заказчика договоры могут заключаться с гражданами, успешно сдавшими вступительные испытания по таким же предметам в данном или другом учреждении образования, либо эти места передаются на общий конкурс.

- Договор считается заключенным с момента подписания его всеми сторонами и действует до окончания срока обязательной работы молодого специалиста, молодого рабочего (служащего).

 

По вопросам целевой подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием по педагогическим специальностям  обращаться к заместителю директора по учебной работе Маркевич Кристине Ивановне.

свернуть

Рекламно-презентационные проспекты для абитуриента-2023

свернуть

Наиболее востребованные профессии региона

развернуть

 Наиболее востребованные рабочие профессии в городской местности - арматурщик, бетонщик, водитель автомобиля, контролер-кассир (контролер), курьер, машинист экскаватора, монтажник строительных конструкций, официант, повар, парикмахер, плотник-бетонщик, продавец, санитарка, сборщик обуви, спасатель-пожарный, тракторист, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, швея, штукатур, электромонтер охранно-пожарной сигнализации. 

       На селе среди специалистов и служащих особенно востребованы бухгалтер, бригадир производственной бригады, ветеринарный врач, ветеринарный фельдшер, зоотехник, инженер, педагог-психолог, руководитель физического воспитания. Среди обладателей рабочих профессий в фаворе у сельских нанимателей водитель автомобиля, животновод, оператор машинного доения, санитарка, тракторист, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, электрогазосварщик, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования. Наименее востребованы на рынке труда в городской местности водитель погрузчика, дорожный рабочий, животновод, кладовщик, кондуктор, контролер на контрольно-пропускном пункте, оператор электронно-вычислительных машин, плотник, почтальон, продавец-консультант, слесарь механосборочных работ, слесарь по ремонту автомобилей, слесарь-ремонтник, слесарь-сантехник, станочник деревообрабатывающих станков, столяр, транспортировщик, укладчик-упаковщик, формовщик изделий и конструкций, электрогазосварщик, электромонтажник по электрооборудованию, силовым и осветительным сетям, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, администратор, диспетчер, кассир, охранник, помощник воспитателя, секретарь, социальный работник, специалист по кадрам, техник, техник-программист, товаровед, экономист, юрист. В сельской местности относятся к трудоизбыточным такие профессии, как дорожный рабочий, машинист (кочегар) котельной, плотник, почтальон, продавец, слесарь механосборочных работ, слесарь по ремонту автомобилей, слесарь-ремонтник, укладчик-упаковщик, швея, штукатур, охранник, помощник воспитателя, предприниматель (индивидуальный), социальный работник.
        В Гродно наиболее востребованы агенты (рекламный, страховой), аккомпаниаторы, библиотекари, врачи, медперсонал, инженеры, продавцы, программисты, проектировщики, энергетики. Без труда найдут работу педагоги, провизоры, фармацевты, фельдшеры, учителя, машинисты автовышек, кранов и экскаваторов, официанты, парикмахеры, швеи. В то же время отмечается низкий спрос со стороны нанимателей на подсобных рабочих, уборщиков, грузчиков — в ресубликанском банке вакансий таких предложений практически нет.

свернуть

Рабочие профессии: преимущества выбора

развернуть

Сегодня перед тобой, как перед выпускником школы, стоит очень сложная и серьезная задача – выбор  своего дальнейшего профессионального пути. И от того, каким будет этот выбор, напрямую зависит удовлетворенность своей жизнью в будущем. Трудовая деятельность занимает больше трети всей нашей жизни, а значит правильный выбор профессии – это  твой выбор быть счастливым на много лет вперед!

Что тебе дает выбор рабочей профессии? 
1. Востребованность твоей профессии на рынке труда - наличие открытых вакансий. Это первое и самое главное. Ты не останешься без работы, а, следовательно, без заработка! Выбирая профессию, очень важно учитывать, нужны ли стране специалисты такого профиля в нашей стране. Реальность такова, что сейчас найти работу со специальностями рабочего профиля намного легче, чем с полученными специальностями в сфере экономики или права. 
ВАЖНО! После обучения по рабочим специальностям, государством установлена гарантия предоставления выпускнику первого рабочего места, то есть преимущественное большинство окончивших средние специальные и профессионально-технические учреждения образования получают направление на работу.

2. Бесплатное обучение по выбранной рабочей профессии. Как следствие, это позволит не доставлять лишних материальных хлопот своим родителям. 
ВАЖНО! Плюс к бесплатному обучению вы получаете стипендию («ни много, ни мало», но на карманные расходы достаточно!) + обеспечение обучающихся более одного года бесплатным одноразовым горячим питанием! 
А если вы из малообеспеченной семьи или/и живете в сельской местности, то для вас предусматриваются вот такие социальные бонусы: 
-бесплатное трехразовое горячее питание; 
- 50% льготы на проезд; 
- предоставление общежитий (и для иногородних в том числе!).

3. Возможность достойного заработка после получения рабочей профессии.
Строительство, промышленность и сфера услуг сегодня самые развивающиеся сферы экономики Республики Беларусь. Не сомневайтесь, что успешно освоив профессию каменщика, плотника, плиточника-отделочника, слесаря, продавца, повара, швеи и многие другие рабочие специальности вы сможете найти себе работу с достойной заработной платой. 
ВАЖНО! Если вы будете профессионалами своего дела, трудолюбивыми и исполнительными, то ваш труд всегда будет цениться очень высоко!   
Не сомневайтесь, выбор рабочей специальности - это удачный старт для карьерного роста и профессионального развития 

Выбор рабочей профессии сегодня – это гарантия трудоустройства завтра!

свернуть

Профессия – Родину защищать!

развернуть

Выбрав профессию офицера, молодой человек овладеет престижной и востребованной специальностью, которая позволит с уверенностью смотреть в будущее.Согласно ст.57 Конституции Республики Беларусь, защита Республики Беларусь - обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь.

Осуществить мечту - стать военным!

   Уже несколько лет в школе фунукционируют военно-партиотические классы. Туда стремятся и поступают ребята, которые мечтают связать свою жизнь с профессией военного. Во время учёбы в родной школе эти учащиеся имеют уникальную возможность узнать побольше о профессии своей мечты, регулярно посещать военный факультет ГрГУ имени Янки Купалы, перенимать опыт у настоящих офицеров. Заканчивая школу, ребята уже многое знают о своей будущей профессии и могут смело сказать, что сделали осознанный профессиональный выбор. В этом году военно-патриотические классы осуществят свой четвёртый выпуск, и ещё более 20 юношей станут ближе к профессии своей мечты - смогут поступить в высшие военно-учебные заведения. Перед ними хороший пример: их старшие товарищи - выпускники предыдущих классов - уже сегодня с гордостью носят звание курсантов!

Военный комиссариат города Гродно и Гродненского района

Гродненское областное кадетское училище

Военный факультет ГрГУ 

свернуть

Интервью с молодыми специалистами

развернуть
 

 - Янушкевич Александр Францевич, выпускник 2016 года. Ещё во время учёбы в школе я полюбил естественные науки и информатику, разбираться в технике и компьютерах. Интерес сформировался в том числе и благодаря Масляк Светлане Владимировне - отличному учителю физики. Поэтому в 11 классе легко определил направление, в котором хочу развиваться дальше. Так я поступил на физико-технический факультет ГрГУ. И вот сегодня я вернулся в стены родной школы, но теперь уже не в роли учащегося,  а в качестве инженера-программиста.

 

    - Иванов Андрей Юрьевич, работаю учителем физической культуры и спорта в ГУО «Средняя школа №38 г.Гродно». Выбор этой профессии неслучаен. С 10 лет я занимался волейболом. Теплые воспоминания остались у меня о нашей дружной и веселой команде, о тренере Анатолии Константиновиче, о тренировках, соревнованиях и поездках. Занятия спортом оставались важной частью моей жизни и тогда, когда я стал учится в средней школе № 38 г.Гродно. В школьные годы уроки физической культуры на большом, прекрасно оборудованном стадионе  были самыми любимыми. Я всегда принимал участие в различных спортивных соревнованиях и спартакиадах, отстаивал честь школы. При выборе будущей специальности у меня сомнений не было – только факультет физической культуры ГрГУ им.Я.Купалы. Еще во время учебы в университете я попробовал себя в роли инструктора по физической культуре и спорту в детском оздоровительном лагере «Вяселка», в летнем лагере «Жемчужина» в Анапе. И понял: работа с детьми – это то, что мне нравится, то, чем я хотел бы заниматься в жизни. Я с гордостью продолжаю нашу семейную династию – я педагог в пятом поколении. Рад, что выбрал эту специальность, рад, что работаю в своей родной школе. Слова благодарности хочу сказать нашим замечательным учителям физической культуры и здоровья, которые всегда подскажут, помогут, поддержат. Такие качества, как терпение, креативность, оптимизм очень важны для учителя. Я люблю свою профессию, люблю детей и хочу видеть своих учеников всесторонне развитыми, здоровыми, крепкими физически и морально. Занятия любимым видом спорта я не оставил – веду кружок по волейболу в школе, принимаю участие в республиканской спартакиаде работников системы образования в составе команды Гродненской области по волейболу. 

 

 

 - Конопацкая Екатерина Ивановна, еще со школы мне очень нравилось изучать английский язык. В детстве все мои игры были связаны со школой. Я рассаживала игрушки и вместе с ними заучивала новые слова, представляя себя учителем. Иностранный язык - это то, что мне нравится и чему могу и хочу научить других. Учитель английского языка знакомит не только с языком, но и с культурой, традициями других стран.

Каждый новый день - новое открытие и небольшое достижение. Очень приятно видеть заинтересованность детей в изучении моего учебного предмета.  Я думаю, что успехов в профессии учителя смогут добиться люди доброжелательные, терпеливые и открытые к общению. Необходимо также умение учиться, не отступать перед трудностями, понимать и принимать своих учеников. Я считаю, что если учишь, сам всегда должен постоянно учиться чему-то. Это мне и нравится: учить и учиться. Моя профессия позволяет всегда узнавать что-то новое, постоянно совершенствоваться.

свернуть

В помощь педагогу

развернуть

Структура системного подхода

к профессиональному самоопределению учащихся

Этап

Звенья и их функциональные характеристики

I. Профессиональное просвещение

Воспитание установки на выбор профессий, нужных обществу

Ознакомление с социально- экономическими аспектами выбора профессии

Расширение кругозора о профессиях и отраслях народного хозяйства

Пропаганда профессий средствами массовой информации, литературы и искусства

II. Профессиональное убеждение

Убеждение в необходимости развития личности при выборе профессии

Формирование мотивов выбора профессии с учетом личных интересов и общества

Самовыражение в выборе профессии

Самоутверждение в выборе профессии. Принятие решения

III. Практическая подготовка учащихся к выбору и получению профессии

Формирование политехнических умений и навыков при изучении основ наук

Развитие специальных склонностей и способностей во внеклассной работе

Привитие профилирующих умений и навыков в процессе трудового обучения

Реализация профессиональных склонностей в трудовой деятельности

IV. Дифференциация и корректирование профессиональной направленности учащихся

Корректирование склонностей и способностей с избираемой профессией

Корректирование избираемой профессии с состоянием здоровья

Профессиональная ориентация учащихся разного пола и возраста

Дифференцированная работа в зависимости от восприимчивости профориентации

1. Профессиональное просвещение, то есть информирование, расширение представлений учащихся об отраслях народного хозяйства и профессиях, о требованиях к кадрам, о потребностях в работниках местных предприятий и учреждений, о действующем рынке профессий и образовательных услуг.

Просветительская работа необходима во всех возрастных группах учащихся, но особенно в средних и старших классах. Подростки с большим интересом пишут сочинения о своей будущей профессии и профессии своих родителей, оформляют бюллетени «О профессиях разных, нужных и важных», «Все работы хороши – выбирай на вкус».

2. Профессиональное убеждение:

а) развитие познавательных интересов учащихся при изучении обще-

образовательных предметов. С возрастом интерес к отдельным предметам и видам учебных занятий дифференцируется, приобретает специфическую, профессиональную направленность, и может стать основой выбора профессии.

По мнению психологов, оптимальный возраст для развития профессиональных интересов – 7–11 лет (в этом возрасте происходит воображаемый выбор профессии в мечтах ребенка). Стойкие осмысленные профессиональные интересы появляются в 13–14 лет; тогда же начинается развитие профессионального самосознания;

б) воспитание у учащихся установки на выбор профессий, нужных обществу;

в) формирование мотивов выбора профессии с учетом интересов личности и общества;

г) пропаганда нужных обществу профессий средствами массовой информации, литературы и искусства;

д) убеждение в необходимости развития качеств личности, нужных для получения избираемой профессии;

е) самовыражение и самоутверждение учащегося в выборе профессии, принятие решения.

3. Дифференциация и корректирование профессиональной направленности учащихся:

а) профессиональное консультирование – изучение личности учащегося и выдача на этой основе профессиональных рекомендаций. Носит чаще всего индивидуальный характер и осуществляется медицинскими работниками, психологами, педагогами, специалистами региональных центров профессиональной ориентации;

б) корректирование избираемой профессии с ограничениями по здоровью, а также с индивидуальными склонностями и способностями, психологическими особенностями (такими, как темперамент, характер);

в) дифференцированная работа с учащимися в зависимости от восприимчивости к профориентации.

4. Практическая подготовка учащихся к выбору и получению профессии:

а) формирование политехнических умений и навыков при изучении научных основ современного производства на уроках физики, химии, географии и других учебных предметов. Это, прежде всего, расчетно-вычислительные, контрольно-измерительные, технические, технологические, общетрудовые, конструктивно-экспериментальные умения и навыки;

б) привитие профилирующих умений и навыков в процессе трудового обучения;

в) развитие специальных склонностей и способностей во внеклассной работе (факультативы, кружки, школьные научные общества и т. п.);

г) реализация профессиональных склонностей в процессе разнообразной трудовой деятельности школьников;

д) важной формой профориентации старшеклассников являются учебно-производственные комбинаты (УПК).

Согласно другому подходу, система профессиональной ориентации включает в себя следующие компоненты:

  •  профессиональное просвещение (профинформация);
  • профессиональная диагностика;
  •  профессиональная консультация;
  •  профессиональный отбор;
  • профессиональная адаптация.

Профессиональное просвещение имеет своей целью сообщение школьникам определенных знаний о социально-экономических особенностях, психофизиологических требованиях тех или иных профессий.

Профессиональная диагностика осуществляется специалистами по отношению к каждому конкретному человеку с использованием различных методик.

Профессиональная консультация заключается в оказании помощи, советах специалистов (психологов, врачей, педагогов), в установлении соответствия между требованиями, предъявляемыми человеком к профессии, и его индивидуально-психологическими особенностями.

Профессиональный отбор направлен на предоставление личности свободы выбора в мире профессий. Его осуществляют высшие и средние специальные учебные заведения, предъявляющие определенные требования к поступающим, или учреждения, принимающие человека на работу.

Профессиональная адаптация — это процесс вхождения молодого человека в профессиональную деятельность, приспособление к системе производства, трудовому коллективу, условиям труда, особенностям специальности. Успешность адаптации является показателем правильности выбора профессии.

Компоненты профориентации взаимосвязаны, соподчинены.

Работа в школе по профориентации включает три направления:

1.  Ознакомление учащихся с особенностями различных профессий и специальностей и с требованиями по подготовке к овладению выбранной профессией.

2.  Приобщение учащихся к посильному труду в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства, показ привлекательности производительного труда, связанного с созданием материальных ценностей.

3. Организация трудового допрофессионального или начального профессионального обучения учащихся в системе занятий в школьных мастерских и в УПК.

К профориентационной работе существует 2 подхода: адаптационный (изучение способностей учащихся и определение наиболее подходящей им профессии) и развивающий (развитие учащихся и подготовка их к самостоятельному выбору профессии).

Результат профориентационной работы в школе — профессиональное самоопределение школьников.


Рекомендации педагогам-предметникам ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ЧЕРЕЗ УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

Проблема выбора профессии. Рекомендации учителям по профориентации

Анкеты

Секреты выбора профессии

свернуть

Информация для учащихся

развернуть

Интерактивный путеводитель по системе профессионального образования в Республике Беларусь

Где можно получить консультацию?

Дни консультаций для учащихся ГУО «Средняя школа № 38 г. Гродно»

 

Для учащихся

Четверг 12.00-13.00

Четверг 14.00 – 15.00

 

Дни консультаций для учащихся учреждений образования Октябрьского района г. Гродно

 

Для учащихся

Пятница 12.00 – 13.00

Пятница13.30 – 14.30

 

 

Секреты выбора профессии

Анкеты

abiturient.by - Справочный ресурс для поступающих!

Интерактивный путеводитель по системе профессионального образования в Республике Беларусь

Электронный справочник абитуриента Беларуси

ВЫПУСКНИКУ

Профобразование гродненской области

Официальные сайты, содержащие информацию по профориентации:

  •  Министерства образования Республики Беларусь: www.edu.gov.by 
  •  Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: www.mintrud.gov.by 
  •   Национального института образования:www.adu.by 
  •  Академии последипломного образования :www.academy.by 
  •  Республиканский институт профессионального образования:www.ripo.unibel.by 
  •  Главный информационного-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь: www.giac.unibel.by
  •  Республиканский институт высшей школы:www.nihe.bsu.by 
  •  Республиканский институт контроля знаний:www.rikz.unibel.by
  •  Информация о высших учебных заведениях Республики  Беларусь: http://www.abiturient.by 
  •  Учреждения профессионально-технического и среднего специального образования региона:www.kudapostupat.by

Белорусская государственная академия авиации: 

свернуть

Мероприятия по профориентации учащихся

развернуть
  • Проведение экскурсионной деятельности
  • Профессиональное консультирование
  • Профессиональная диагностика
  • Выставочная деятельность

Профориентационые занятия с учащимися «Кем быть?», «Выбор профессии – дело серьезное», «Аукцион профессий», «В поисках будущей профессии». На занятиях в интерактивной форме учащимся предложено узнать о факторах, влияющих на выбор профессии познакомиться с типами и различными характеристиками будущей профессиональной деятельности. Ребята закрепили представления о профессиях, развивали навыки социального общения, разыгрывали ролевой диалог, рассуждали о выборе той или иной профессии и её востребованности на рынке труда.

 Для учащихся начальной школы проведены развивающие занятия «Когда вырасту, я хочу стать…», психологические игры-викторины «В мире профессий» по формированию у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.  Ребята продемонстрировали свои знания о профессиях, свою эрудицию, находчивость, имели возможность обсудить, кем они хотят стать в жизни, какие профессии будут востребованы в будущем и что они знают о определённых профессиях. 

свернуть