Детство без насилия

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

Объясните родителям, как важно научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «нет» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.

Дети не должны стесняться громко звать на помощь, преступника это остановит. Призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.

Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого знают родители и не позже 23.00.

Родители всегда должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти.

Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на другой станции метро (автобуса, троллейбуса), продолжит маршрут на следующем поезде (автобусе, троллейбусе). По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.

Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.

Особое внимание подросток должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.

В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. Их несоблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Родителям надо обращать внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.

Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники трогали их, целовали, обнимали.

Преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, в т.ч. в компьютерные игры у него дома, либо напрашивается в провожатые.

Дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.

Нередко преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).

Надо, чтобы дети рассказывали родителям обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.

Общаясь в социальных сетях Интернета, преступники, как правило, представляются подростками, используя их манеру общения и тактические приемы в целях завладения интимными фотографиями или видеоизображениями и последующего шантажа.

Виртуальные знакомые должны оставаться виртуальными, все реальные встречи должны проходить под присмотром или с разрешения родителей.

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь.

2. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь.

3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

4. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье.

5. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

6. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь.

7. Уголовный кодекс Республики Беларусь.

8. Декрет Президента Республики Беларусь, 24 ноября 2006 г. № 18. «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».

9. Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г., № 153–З «Об оказании психологической помощи».

10. Закон Республики Беларусь, 19 ноября 1993 г., № 2570-XII «О правах ребенка».

11. Закон Республики Беларусь от 22 мая 2000 года «О социальном обслуживании» (в редакции от 13 июля 2012 г. № 427-З).

12. Закон Республики Беларусь, № 122-З от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений».

13. Закон Республики Беларусь, 31 мая 2003 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

14. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 1218 «О некоторых вопросах оказания социальных услуг».

15. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10 января 2013 г. № 5 «Об утверждении положений об учреждениях социального обслуживания».

16. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 января 2013 г. № 11 «О некоторых вопросах оказания социальных услуг государственными организациями, оказывающими социальные услуги» (вместе с «Инструкцией о порядке и условиях оказания социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания»).

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера с взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.

Примечание: «груминг» – это установление взрослыми дружеских отношений с несовершеннолетними через Интернет для вступления с ними в интимную связь, запугивания и шантажа. Для груминга онлайн злоумышленники используют социальные сети, электронную почту, текстовые сообщения, чаты в онлайн-играх, а также другие веб-сайты для общения между пользователями.

Сексуальное насилие является высоколатентным (скрытым) явлением, так как по различным причинам сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.

Такими причинами могут являться:

— чувство вины и собственное соучастие;

— отсутствие практики обращения за помощью либо наличие опыта отказа в поддержке и понимании;

— психологическая зависимость от насильника;

— подавленное эмоциональное состояние;

— недоверие ко взрослым, ожидание новых неприятностей с их стороны;

— страх перед правоохранительными органами;

— чувство стыда, опасение того, что окружающие станут хуже относиться;

— привязанность к насильнику;

— угрозы со стороны насильника в отношении раскрытия информации;

— опасение огорчить родителя, быть отвергнутым.

Насильственные действия могут совершаться кем-то из круга доверия ребенка или даже незнакомым человеком, который намеренно связывается с ребенком с целью установления дружеских, любовных и доверительных отношений. Для поддержания связи и сохранения тайны насилия, взрослый человек будет использовать тактику манипулирования, чтобы заставить ребенка чувствовать стыд или вину за то, что он увидел, обсуждал или пережил в онлайне.

Обычно жертвами насильственных сексуальных преступлений являются дети моложе 12 лет, наиболее часто – в возрасте 5-7 лет. Ребенок еще не понимает происходящего, его легче запугать, склонить к тому, чтобы он никому не говорил том, что произошло. Также совершивший насилие взрослый надеется, что в этом возрасте ребенок еще не сможет словами описать произошедшее. Поскольку фантазии ребенка зачастую смешаны с реальностью, то, вероятно, его рассказу не поверят, даже если он что-то об этом и расскажет.

Выделение и фиксация специфических признаков имевшего место сексуального насилия над ребенком приобретает большое значение для распознавания факта насилия с целью оказания своевременной помощи жертве.

Последствия перенесенного насилия для каждого ребенка, безусловно, будут определяться его индивидуальными особенностями. Вместе с тем, следует отметить некоторые общие нарушения. Помимо тревоги, ночных кошмаров, страхов, избегающего поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста это:

— задержка развития;

— чрезмерный контроль за окружением;

— агрессия;

— неадекватное сексуальное поведение.

У подростков более болезненные и разнообразные реакции на сексуальные посягательства. Понимая сексуальный характер совершаемых с ними действий, подростки часто реагируют на насилие глубокими личностными изменениями, изменением стиля жизни, общения со сверстниками и взрослыми. Для подростка ситуация насилия может казаться непоправимой бедой, крахом всей дальнейшей жизни.

Следует отметить, что некоторые дети не проявляют в явном виде описанных симптомов сразу после насилия и дают отставленные реакции.

Самая тяжелая по своим последствиям форма сексуального насилия – инцест, когда сексуальное насилие по отношению к ребенку совершается близким родственником. В результате длительного насилия в этом случае альтруистические черты личности (терпимость к людям, сочувствие, эмпатия) извращаются либо угнетаются (что приводит к агрессивности в поведении), либо чрезмерно усиливаются (вызывая подчиненность и желание беззаветного служения одному делу или одному человеку).

В большинстве случаев ребенок пытается сообщить матери о совершающемся насилии. Однако в ответ на жалобы дочери или сына в некоторых семьях мать проявляет или циничное равнодушие, или раздраженное недоверие и гнев. При попытке ребенка найти у матери поддержку она в одних случаях демонстрирует излишнюю осторожность в поведении, в других – подвергает ребенка физическому наказанию «за ложь».

Примечание: матери, владеющие информацией о таких фактах, но утаивающие их, должны осознать степень ответственности за такую позицию не только перед совестью и собственным ребенком, но и перед законом. Так, может применяться Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» с последующим лишением родительских прав, а также статья 406 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Недонесение о преступлении» (до 2 лет лишения свободы).

Практически во всех случаях имеет место преднамеренная недооценка ситуации, за которой стоит страх перед посягающей стороной или нежелание лишиться финансового или другого материального источника при раскрытии действительной картины сексуального насилия над ребенком в семье.

Маркеры сексуального насилия:

— не соответствующие возрасту знания в области сексуальных отношений;

— синяки, зуд, кровь в области половых органов;

— трудности при ходьбе и сидении;

— мастурбация;

— внезапные изменения в поведении ребенка;

— появление соблазняющей манеры поведения;

— отсутствие аппетита или переедание;

— расстройство сна, ночные кошмары;

— ненависть к своему телу;

— излишняя уступчивость по отношению к взрослым;

— глубокая депрессия с частыми суицидальными попытками или мыслями;

— нежелание идти домой, побеги из дома;

— склонность к правонарушениям, прогулы в школе;

— злоупотребление наркотиками и алкоголем;

— беспорядочные половые связи;

— венерические заболевания;

— беременность и др.

К сожалению, в последнее время все чаще отделами внутренних дел выявляются случаи насилия детей из весьма благополучных семей. В большинстве случаев это результат бесконтрольного со стороны родителей нахождения детей в сети интернет.

Очень часто приходится слышать от мам, что телефон ребенка – это его личное пространство, которое нарушать нельзя: «У моей Танечки телефон запаролен и я просмотреть его не могу. А вообще-то и не имею права». Другие просто не имеют на это времени в силу своей занятости. И, наконец, просто доверяют своим детям.

Жизнь показывает обратное, и крылатое выражение «Доверяй, но проверяй» никто не отменял.

Что делать, если ребенок стал жертвой сексуального насилия?

  1. Выслушайте ребенка, попытайтесь не транслировать свою тревогу. Если он вам рассказал – это признак доверия.
  2. Прояснив все обстоятельства, обязательно обратитесь за помощью в правоохранительные органы, сообщите о случившемся.
  3. Не давайте напрасных обещаний типа «Обязательно найду и накажу» или «С тобой больше такого не случится».
  4. Не советуйте ребенку все забыть и не вспоминать, это бессмысленно.
  5. Дайте ребенку установку – чтобы с ним не случилось, вы все равно его любите.
  6. Дайте ему понять, что он не виноват, так сложились обстоятельства и назад ничего не вернешь (зачастую дети склонны всю вину брать на себя: «Если бы я не пошла в этот день на репетицию, этого бы не случилось»).
  7. Обязательно обратитесь за помощью к квалифицированному специалисту, который правильно выстроит стратегию реабилитации ребенка в зависимости от возраста, ситуации и тяжести психотравмы.
  8. Позвоните на «горячую линию», чтобы узнать, как поговорить с ребенком на эту тему.

Избежать насилия можно!

Расскажите детям об их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами.

ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.

Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого вы знаете и не позже 23.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит.

Родители ВСЕГДА должны знать, куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.

Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на другой станции метро (автобуса, троллейбуса), продолжит маршрут на следующем поезде (автобусе, троллейбусе). По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа ИЛИ взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.

Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.

Особое внимание подросток должен обращать на автомобили, которые проезжаю мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.

В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе, в противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.

Научите детей «Правилам пяти нельзя»:

  1. Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом;
  2. Нельзя заходить с незнакомыми людьми в подъезд, лифт, лес и другие нелюдимые места;
  3. Нельзя садиться в чужую машину;
  4. Нельзя принимать от незнакомых людей подарки (конфеты, мороженое, игрушки и др.) и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо;
  5. Нельзя задерживаться на улице одному, особенно с наступлением темноты.

1.Признаки сексуального насилия в отношении несовершеннолетних

Работники учреждений образования должны обращать внимание на следующие особенности во внешности и поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношению к нему.

1.1.Физические признаки

Оральные симптомы: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости; инфекции горла; кроме этого, отказ от еды (анорексия), переедание (булимия).

Физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:

  • ребенку, очевидно, больно сидеть или ходить;
  • порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;
  • синяки и / или кровотечение в области половых органов или анального отверстия;
  • жалобы на боль и зуд в области гениталий;
  • повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер;
  • инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале;
  • повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;
  • недержание мочи;
  • болезни, передающиеся половым путем;
  • беременность.

Примечание: некоторые виды сексуального насилия (сексуальные ласки, оральный секс, мастурбация, изготовление порнографических снимков) не оставляют «медицинских» следов.

1.2. Изменения в выражении сексуальности ребенка

  • странные, необычные или не соответствующие возрасту знания ребенка о сексе;
  • чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания;
  • сексуальные действия с другими детьми, имитация полового акта с характерными стонами и движениями;
  • соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к сверстникам и взрослым;
  • необычная сексуальная активность (сексуальное использование младших детей; мастурбация, трение о тело взрослого и др.).

1.3. Изменения в эмоциональном состоянии и общении

  • трудности в общении с ровесниками, избегание общения, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;
  • внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;
  • частая задумчивость, отстраненность;
  • постоянная депрессивность, грустное настроение;
  • нежелание принимать участие в подвижных играх;
  • непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее;
  • чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;
  • терроризирование младших детей и сверстников;
  • чрезмерная податливость, навязчивая зависимость;
  • возврат к детскому, инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение;
  • отчуждение от братьев и сестер;
  • жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);
  • амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста);
  • рассказы в третьем лице: «Я знаю одну девочку…»;
  • утрата туалетных навыков (чаще всего это касается малышей), у подростков – равнодушие к своей внешности, плохой уход за собой, либо, напротив, навязчивое мытье (желание «отмыться»).

1.4. Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки

  • прогулы занятий в учреждении образования;
  • внезапное изменение успеваемости (гораздо лучше или гораздо хуже) или внезапная потеря интереса к любимым занятиям;
  • неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю Петю», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду на футбол»);
  • принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);
  • неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;
  • отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

1.5. Изменения самосознания ребенка

  • снижение самооценки;
  • отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности;
  • саморазрушающее поведение – употребление алкоголя, наркотиков, проституция, побеги из дома, пропуски учебных занятий, чрезмерно частая подверженность разнообразным несчастным случаям;
  • мысли, разговоры о самоубийстве, суицидальные попытки.

1.6. Появление невротических и психосоматических симптомов

  • беспокойность при нахождении рядом с определенным человеком;
  • боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком/либо иными лицами;
  • сопротивление прикосновениям, нежелание чтобы ребенка целовали, обнимали или до него дотрагивался определенный человек;
  • боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от учебных занятий физической культурой или снять нижнее белье во время медицинского осмотра);
  • головная боль, боли в области желудка и сердца;
  • навязчивые страхи;
  • расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).
  1. Как вести себя, если ребенок рассказывает Вам о насилии
  • Отнеситесь к тому, о чем рассказал Вам ребенок, серьезно. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказывает о произошедшем очень эмоционально, с подробностями. Эмоции всегда соответствуют пережитому состоянию.
  • Сохраняйте спокойствие. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить Вас от болезненных переживаний.
  • Успокойте и подбодрите пострадавшего ребенка. Объясните, что рассказывая Вам о том, что случилось, ему будет проще пережить случившееся. Дайте ему понять, что Вы понимаете и ни в чем не обвиняете его («Ты правильно сделал, что мне рассказал»).
  • Поощряйте ребенка рассказать о том, что случилось. Дайте ребенку выговориться.
  • Постарайтесь максимально узнать у него точные факты произошедшего. Внимательно относитесь к словам ребенка, не отбрасывая их как нечто невероятное. Даже если факты не имели места, важно понять истоки его фантазии.
  • Незамедлительно и тщательно проверьте достоверность предположений.
  • Будьте внимательны к тому, что может заставить ребенка чувствовать себя некомфортно.
  • Дайте возможность ребенку выплеснуть свои эмоции.
  • Будьте выдержаны, если ребенку трудно открыться Вам эмоционально. Помните, что нужно терпение, поскольку убедить ребенка поверить Вам может оказаться нелегко.
  • Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за использование непристойных выражений, поскольку для него это может быть единственным способом описать случившееся.
  • Будьте искренними. Повторите ребенку еще раз, что Вы верите тому, о чем он рассказал.
  • Будьте честны. Объясните ребенку, что Вы собираетесь делать дальше, и спросите, согласен ли он с Вашими намерениями («Мне надо сказать кое-кому (педагогу-психологу, педагогу социальному или сотруднику органов внутренних дел)) о том, что случилось. Они захотят задать тебе несколько вопросов и помогут сделать так, чтобы ты почувствовал(а) себя в безопасности». Можно дать понять ребенку, что Вы понимаете его чувства, но не должны оставлять ему выбора. Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».
  • Обратитесь за профессиональной консультацией специалиста (психологической, правовой, медицинской).
  • Настаивайте на прохождении медицинского осмотра как можно скорее, даже, если нет видимых повреждений.
  • Ребенка с умеренными и тяжелыми повреждениями, неврологическими и сердечно-сосудистыми нарушениями, а также с тяжелой психической травмой необходимо госпитализировать в обязательном сопровождении педагога.
  • Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего противника или сердится на него, ведь он может оказаться и членом семьи/ родителем/опекуном. Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.
  • После окончания разговора сделайте подробную запись.

Помните: интересы ребенка выше всего остального!

2.1. Что делать, если насилие обнаружено в учреждении образования  или в ином социальном учреждении

  • Проведите разговор с жертвой насилия, руководствуясь следующим: скажите ребенку, что Вы хотите ему помочь, но не торопитесь быстро предлагать решения (заблуждение, часто встречающееся при разговорах с жертвами насилия, – желание как можно быстрее помочь ребенку).
  • Обговорите с ребенком различные возможности, предложите посоветоваться со знающими людьми.
  • Не обещайте никому не рассказывать об услышанном, но заверьте ребенка, что сначала Вы согласуете свои действия с ним. Обещайте постоянно его поддерживать.
  • Уделите внимание следующему:

а) поддержке и обеспечению спокойствия пострадавшего ребенка;

б) гарантии безопасности различным причастным лицам;

в) прекращению обстоятельств, при которых происходит сексуальное насилие;

г) выявлению того, каким образом вести разговоры с насильником и каким образом принимать к насильнику меры;

д) ставить или не ставить в известность других детей из учреждения о случившемся, и каким образом это сделать;

е) как вести себя с прессой (ставить ли в известность, как вести разговор, если СМИ  узнали об этом);

ж) обеспечению поддержки привлеченных к делу специалистов; созданию продуманного плана действий по постановке в известность о случившемся различных причастных лиц.

Поскольку после обнаружения случая сексуального насилия складывается довольно сложная ситуация, рекомендуется использовать поэтапный план, включающий в себя вышеназванные и другие необходимые пункты. Составляя поэтапный план, учреждение фиксирует на бумаге договоренности и руководство к действиям. Среди всего прочего подобный план включает ответственных за выполнение мероприятий плана.

2.2. Чего не стоит делать

  • не давайте ребенку опрометчивых обещаний типа: «Это останется между нами», «Мама не будет сердиться», «Все будет хорошо». Насильник уже заставил ребенка держать их отношения в секрете, а собственный жизненный опыт говорит ему, что мама будет сердиться и ругать его (что чаще всего и происходит);
  • не советуйте ребенку забыть все и жить так, как будто ничего не было, потому что последствия насилия таковы, что навязчивые воспоминания и мысли о пережитом вызывают тревогу, беспокойство, неуверенность в будущем. Лучше обратиться к специалисту, имеющему опыт работы с детьми, подвергшимися насилию.

2.3. Причины, по которым ребенок молчит о совершаемом над ним насилии, в значительной степени внушены насильником:

  • страх, поскольку ребенок верит всему, что обещает сделать насильник (прогонит их с мамой из дома, убьет любимую собаку, расскажет всем о каком-либо поступке и т.д.);
  • низкая самооценка (если со мной это происходит, а с другими детьми – нет, значит, я это заслужил);
  • чувство вины (я недостаточно сопротивлялся);
  • отчаяние (никто мне не поверит и не сможет помочь, будет только хуже);
  • стыд (если я расскажу, все отвернутся от меня);
  • отрицание (на самом деле мне не причинили большого вреда);
  • любовь (я люблю этого человека и приношу себя в жертву).

Список нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по противодействию насилия в семье:

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь.

2. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь.

3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

4. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье.

5. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

6. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь.

7. Уголовный кодекс Республики Беларусь.

8. Декрет Президента Республики Беларусь, 24 ноября 2006 г. № 18. «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».

9. Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г., № 153–З «Об оказании психологической помощи».

10. Закон Республики Беларусь, 19 ноября 1993 г., № 2570-XII «О правах ребенка».

11. Закон Республики Беларусь от 22 мая 2000 года «О социальном обслуживании» (в редакции от 13 июля 2012 г. № 427-З).

12. Закон Республики Беларусь, № 122-З от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений».

13. Закон Республики Беларусь, 31 мая 2003 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

14. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 1218 «О некоторых вопросах оказания социальных услуг».

15. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10 января 2013 г. № 5 «Об утверждении положений об учреждениях социального обслуживания».

16. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 января 2013 г. № 11 «О некоторых вопросах оказания социальных услуг государственными организациями, оказывающими социальные услуги» (вместе с «Инструкцией о порядке и условиях оказания социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания»).

17. Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь, Министерства внутренних дел, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь, 18 июня 2008 г., № 43/210/112/121/57 «Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия государственных органов, ответственных за выполнение требований Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г., № 18».

18. Постановление Министерства образования Республики Беларусь, 28 июля 2004 г., № 47 «Об утверждении Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите».

Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел (далее – ОВД), осуществляется педагогическими работниками учреждений образования.

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.

Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое.

Физическое насилие– преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности

Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.

Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложно доказуемо ввиду отсутствия внешних следов.

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера
со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.

Указанное насилие также является высоко латентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.

Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.

Целью информирования является повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции.

Педагогическим работникам – в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:

  1. Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует:

их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);

очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.

  1. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
  2. Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др.
  3. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:

неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;

несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;

противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;

обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;

отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;

неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;

обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.

Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.

Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:

информация,поступившая от ребенка;

информация,поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;

информация,поступившая от работников учреждений образования;

информация,поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;

информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.

Информирование педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком,указанных в пунктах 1-4 настоящего Алгоритма или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.

Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:

незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и ОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;

поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;

незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.

Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя учреждения образования:

осуществляют изучение и анализ поступившей информации;

в установленном порядке проводят проверку по представленной информации.

При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования

 

ТЕЛЕФОНЫ ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Номер телефона

Организация

Режим работы

8-0152-75-54-13

УЗ «Гродненский областной клинический центр «Психиатрия-наркология»»

Диспансерное психо-наркологическое отделение (для детей)

По будням

08:00 - 20:00 

8-0152-75-67-54

УЗ «Гродненский областной клинический центр «Психиатрия-наркология»»

Диспансерное психо-наркологическое отделение (для взрослых)

По будням

08:00 - 20:00

Суббота

09:00-14:00

8-0152-33-13-42

 

 

31-47-02

 

ГУ «Центр социального обслуживания населения Октябрьского района г. Гродно»

Отделение социальной адаптации и реабилитации (временный приют для граждан, пострадавших от насилия)

Горячая линия

По будням

8:00 - 13.00

 13:30 – 17:00

8-0152-31-45-12

 

31-45-72

 

31-45-29

ГУ «Центр социального обслуживания населения Ленинского района г. Гродно»

Отделение комплексной поддержки в кризисной ситуации

Горячая линия

Психологическая помощь

По будням

8:00 – 17:00

 

Не молчите, если вы стали жертвой или свидетелем домашнего насилия. Обращайтесь за помощью к специалистам по телефонам:102 или 170

102 – Телефон милиции

170 – Телефон доверия (служба экстренной психологической помощи г.Гродно)

Skype: HELP170

E-mail: HELP170@MAIL.RU


Центры дружественные подросткам


Гродненской области

Центр дружественный подросткам и молодежи «Позитив»

ГУЗ «Детская центральная городская клиническая поликлиника г. Гродно» г. Гродно, ул. Доватора, 23

«Телефон доверия» психолога 8 (0152) 55 88 06


Центр дружественный подросткам «Контакт» 

филиал «Детская центральная городская клиническая поликлиника г. Гродно» г. Гродно, ул. Гагарина, 18

тел. 8 (0152) 65 63 75


«Кризисная комната» для женщин, пострадавших от семейного насилия в г. Гродно

Позвонив на городской номер 8-0152-960-500, специалисты центра социального обслуживания населения на полной конфиденциальной основе окажут вам следующую помощь:

· бесплатное предоставление комнаты для временного проживания сроком до 10 суток, с безвозмездным оказанием помощи в переезде к месту временного проживания;

· оказание адресной социальной помощи;

· бесплатная консультация юриста;

· психологическое сопровождение специалиста.


«Кризисная комната для мужчин-агрессоров» в г. Гродно

В комнате созданы все условия для оказания индивидуальной психологической помощи и проведения групповых коррекционных занятий. С мужчинами-агрессорами работают два психолога сразу – мужчина и женщина – обязательно в паре, что связано с особенностями проведения психологической коррекции при таком типе проблем.

На первом этапе – на протяжении месяца – психологическая помощь направлена на то, чтобы мужчина прекратил проявления насилия и осознал последствия своих действий, сочувствовал близким.

На втором этапе – на протяжении трех месяцев – научат контролировать свое поведение.

Помощь семейных психологов в комнате бесплатна и конфиденциальна.

Обратиться можно по телефонам: 8 (0152) 73-03-86, 8 (0152) 72-33-34.

 

Не делайте детей заложниками своих вредных привычек. Одной из глобальных проблем в области защиты прав детей признается проблема жестокого обращения с ними. Насилие в семье существует во всех социальных группах, независимо от уровня дохода, образования, положения в обществе. Все люди имеют право жить БЕЗ НАСИЛИЯ (Всеобщая Декларация прав человека, принята Организацией Объединенных Наций в 1948 г.).

За совершение насилия в семье предусмотрена ОТВЕСТВЕННОСТЬ, в том числе и уголовная. Ежегодно в Беларуси регистрируется около 400 причинений легких телесных повреждений (статья 153 Уголовного кодекса Республики Беларусь, наказывается вплоть до ареста на срок до трех месяцев) со стороны членов семьи и близких. За истязание родных, то есть умышленное причинение продолжительной боли или мучений способами, вызывающими особые физические и психические страдания потерпевшего, либо систематическое нанесение побоев к наказанию до пяти лет лишения свободы осуждается более 500 семейных «скандалистов».

Ежегодно в Беларуси 150 человек (каждое четвертое убийство) погибают от рук близких людей.

 Не допускайте насилие в любом его проявлении. Помните, каждое преступление обязательно влечет заслуженное и справедливое наказание, а сожалеть о случившемся будет уже поздно.

ПОМНИТЕ! - никакое насилие в отношении детей не может быть оправданным; - чаще всего семейное неблагополучие выражается во взаимоотношениях мужа и жены, а дети – это свидетели и жертвы происходящих конфликтов; - дети из семей, где практикуется насилие, переживают чувство страха; - в семье, где практикуется насилие, нет будущего.

  Насилие в семье – это правонарушение ничуть не менее серьезное, чем нападение на человека в темном переулке.

В решении проблем насилия в семье Вам помогут правоохранительные органы. Если Вы подверглись семейной жестокости и решили наказать обидчика, Вы можете обратиться в правоохранительные органы по телефону 102, либо в территориальные центры социального обслуживания населения, медицинские учреждения, общественные объединения, которые могут оказать Вам психологическую, социальную, иногда и юридическую помощь.

Безнаказанность – наиболее мощный фактор, провоцирующий и стимулирующий насилие. Помните в 95 % случаев, если насилие уже имело место, оно повторится. Насилие в семье можно остановить.

Посмотрите, отцы, Вашим детям в глаза,

Будьте, мамы, добры, справедливы.

Пусть с ресниц у ребёнка не капнет слеза,

А душа станет самой счастливой.

Семья – это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении и упрочении заинтересовано общество и государство; в крепкой, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста. Однако, вне общества, вне государства нет и семьи. Она является своеобразным зеркальным отражением общества. Все происходящие в нем изменения, как позитивные, так и негативные, тут же отражаются во внешней форме и внутреннем состоянии семьи, в ее психологическом и моральном климате, бытовых условиях, экономическом состоянии. Именно поэтому проблема бытовой преступности достаточно актуальна не только для нашей страны, но и для всего мирового сообщества. Уголовно-наказуемые деяния, совершаемые в ходе ссор между членами семьи, порой по своей жестокости и тяжести последствий многократно превосходят заранее планируемые и хорошо подготовленные преступления

 Во многих семьях, имеющих имидж добропорядочных, нередко совершается тихое насилие. Выявление таких фактов зачастую осложняется тем, что тот, кто ощущает такое насилие, боясь испортить репутацию семьи и разрушить видимость мнимого благополучия, не решается обратиться за помощью не только в государственные органы, но и к своим знакомым, родственникам и близким. Однако, человеческое терпение не бесконечно, и порой, спокойная милая женщина, уставшая от мужа - тирана, или ребенок, над которым постоянно издеваются родители, становятся убийцами.

В целях минимизации тяжких последствий бытового насилия и вовлечения широких слоев населения в оказание помощи и содействия государственным органам в решении проблем семейного неблагополучия с 18 по 28 апреля текущего года будет проходить республиканская профилактическая акция «Дом без насилия!». В рамках данной акции специалисты всех заинтересованных государственных органов, организаций и общественных объединений разъяснят правовые нормы, регулирующие их деятельность по предотвращению правонарушений, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений; доведут информацию о помощи, оказываемой в предупреждении и пресечении бытовых конфликтов; дадут советы, как действовать в той или иной проблемной ситуации, куда обращаться с целью решения вопросов семейного неблагополучия или оказания содействия в их решении. Кроме того, можно всем высказывать свое мнение по вопросам предупреждения, выявления и пресечения домашнего насилия, сообщать об известных фактах семейного неблагополучия.

Как распознать человека-насильника в семье?

Существует набор черт характера и особенностей поведения человека, способного к проявлению насилия в семье.

Чрезмерная ревность. В начале отношений она может восприниматься как подтверждение любви.

Контроль. Его вначале часто воспринимают как заботу о себе, о своей безопасности. Обвинение других в возникновении у него негативных чувств и проблем «Ты толкаешь меня на это…. Ты оскорбляешь меня, поступая не так, как я прошу….». Нереальные ожидания, завышенные требования к членам семьи. Проявляемая грубость по отношению к животным или детям. Оскорбление словом. Ярко выраженное желание причинить ущерб другому человеку. Убеждение, что мужчина – абсолютный и беспрекословный глава семьи, у него вся власть и контроль. Высокий уровень тревожности и беспокойства по поводу своего доминирующего положения. Сочетание высокой импульсивности с низким самоконтролем. Неспособность принять ответственность за совершенные действия. Родительский сценарий, включающий семейное насилие. Постоянное употребление алкоголя, психоактивных веществ. Много ли тех, кого в детстве пальцем никто не тронул? А уж тех, на кого в детстве ни разу не накричали, совсем не найдется. К сожалению, типичная ситуация нашего детства сопровождается домашним насилием чуть ли не каждый день. Следует заметить, что стресс, который переживает ребенок в ситуации эмоционального насилия, ничем не отличается от стресса, который бывает в ситуации физического и сексуального насилия.

Более того, исследования показали, что, одинаково травматично быть и жертвой и свидетелем насилия. То есть не важно, совершал ли отец насилие по отношению к ребёнку, или при ребёнке по отношению к его сестре или к его матери, ребёнок воспринимает и реагирует так, как будто все это делали с ним и испытывает такое же токсическое чувство безнадежной беззащитности. Любое систематическое насилие приводит к тому, что у жертвы и у свидетеля развиваются посттравматические стрессовые расстройства. Они характеризуются беспокойством, тревожностью, нарушениями сна, длительно сохраняющимся подавленным настроением, склонностью к уединению, чрезмерной уступчивостью, заискивающим, угодливым поведением. Могут реактивно формироваться различные соматические заболевания, такие как, ожирение, резкая потеря веса тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология и т.д.

В обыденной жизни наиболее заметными признаками постстрессового расстройства у ребенка являются симптомы повышенной возбудимости. Это раздражительность, нарушения сна, непослушание, трудности концентрации внимания, взрывные реакции, непроизвольная физиологическая реакция на событие, символизирующее или напоминающее травму. Например, если замахнуться рукой на битого ребенка, он может зажмуриться, отшатнуться, закрыться руками, испугаться, заплакать, несмотря на то, что столкнулся только с угрозой, а не с реальным насилием. Говорят, напуган – вполовину побит. Небитый ребенок просто удивится. Пережитое насилие приводит к формированию сниженной самооценки. Ребенок делает выводы о себе по тому, как к нему относятся значимые взрослые. Если ребенка обижают, унижают, бьют, пугают криком, угрозами, то ребенок верит в то, что все это он заслужил, потому что он плохой. Часто это иррациональное убеждение формирует всю его дальнейшую жизнь. Такая низкая самооценка приводит к тому, что он перестает стремиться к успеху и искать доброе отношение к себе. Затем следует либо смирение со своей беззащитностью и появление покорной жертвы, либо яростный протест против этого – и появление агрессивного насильника. Пережитый опыт насилия учит ребенка это насилие совершать, правда, теперь по отношению к более слабым и беззащитным. Многие взрослые насильники в детстве были жертвами насилия. Итак, получается замкнутый круг: насилие порождает насилие. Где есть насилие, там есть жертвы. Участники треугольника насильник-жертва-свидетель воспроизводят эти роли в следующих поколениях и/или с другими людьми. Мало кому удается избежать этого самостоятельно, без специальных усилий или специальной помощи.

 А как выглядит семья без насилия? Как строятся здоровые отношения с близкими?

 Здесь приведём правила, по которым живет такая семья:

Проблемы признаются и решаются.
Поощряются свободы: свобода восприятия, свобода мысли и обсуждения, свобода иметь свои чувства, желания, свобода творчества.
Каждый член семьи имеет свою уникальную ценность, различия между членами семьи высоко ценятся.
Члены семьи могут удовлетворять свои собственные потребности.
Родители делают то, что говорят.
Ролевые функции выбираются, а не навязываются.
В семье есть место развлечениям.
Ошибки прощаются, на них учатся.
Семейная система существует для индивида, а не наоборот.

Правила и законы семьи гибкие, их можно обсуждать. Если так случилось, что вы родились или живете сейчас в доме, где правит насилие, у вас есть шанс изменить свою жизнь. Вы можете построить свою семью по другому сценарию, где будет уважение, любовь и согласие. Это будет, если вы этого очень захотите. Тогда вы приложите к своему большому желанию свои усилия и действия. И изменения будут! Так всегда бывает, если очень хочешь и делаешь.

Памятка-совет. Правила этики общения с ребенком в семье

  • Не подозревать дурного;
  • Не высмеивать;
  • Не выслеживать;
  • Не выспрашивать;
  • Не подшучивать;
  • Не принуждать к ответственности;
  • Не контролировать интимный опыт общения;
  • Создавать атмосферу покоя, доверия, безопасности в доме;
  • Создавать навыки общения в доме по принципу открытости;
  • Давать право на собственный опыт.