Профориентация

Профориентационная работа в школе

развернуть

Профориентация — это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Цели

  • оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
  • выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

  • получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
  • обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;
  • дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;
  • выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.

Профессиональная ориентация — это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения. Т. о. можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.

Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.

Экономический аспект — это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:

1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Содержание профориентации в условиях непрерывного образования.

Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности учащихся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде).

С этой целью ежегодно составляются школьные и городские планы работы по профориентации. Это направление прослеживается в плане каждого классного руководителя – раздел профориентация. Ответственными за профориентационную работу в школах являются заместители директоров по воспитательной работе. Помощь классным руководителям в организации этого блока работы также оказывают социальные педагоги, психологи, преподаватели-организаторы ОБЖ, учителя “Технологии”. Тесные контакты школ с предприятиями, учебными заведениями профтехобразования, средними и высшими учебными заведениями, внешкольными учреждениями, территориальными центрами профориентации.

Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности учащихся 7-9 классов, которую проводят психологи. На основании этих данных дальнейшую работу с родителями и учащимися проводят классные руководители.

Структура деятельности педколлектива по проведению профориентационной работы в школе

Координатор деятельности: заместитель директора по воспитательной работе

заместитель директора по воспитательной работе, в функции которого входят:

  • выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;
  • поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;
  • планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;
  • осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика определение индивидуальной образовательной траектории;
  • проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;
  • организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;
  • организация системы повышения квалификации классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся;
  • осуществление контролирующих функций работы классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся;

Выполняющие рекомендации координатора:

Классный руководитель: опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:

  • составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
  • организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
  • ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся;
  • помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
  • организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
  • организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
  • оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
  • проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
  • организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.

Учителя-предметники:

  • способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
  • обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
  • проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
  • адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.

Библиотекарь:

  • регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
  • изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
  • обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
  • регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отрослям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д)

Социальный педагог:

  • способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;
  • оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
  • осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

Школьный психолог:

  • изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся
  • осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
  • проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;
  • проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
  • осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
  • приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;
  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;
  • создает базу данных по профдиагностике.

Направления и формы работы.

Организационно-методическая деятельность

  • Работа координаторов по профориентационной работе с учащимися.
  • Методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.

Работа с учащимися

  • Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;
  • Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
  • Анкетирование
  • Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия)
  • Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.

Работа с родителями

  • проведение родительских собраний;
  • лектории для родителей.
  • индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
  • анкетирование родителей учащихся;
  • привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;
  • привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, ученических театров, общественных ученических организаций;
  • помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
  • избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
  • создание попечительского совета, включающего работников общеобразовательного учебного заведения, родителей учащихся, частных предпринимателей, оказывающих спонсорскую помощь школе, представителей шефских организаций и т.д.
свернуть

Семь шагов к взвешенному решению

развернуть
  1. Составить список подходящих профессий.

Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, в которых Вы хотели бы реализоваться, которые Вам подходят.

  1. Составить перечень требований выбираемой профессии
  • выбираемая профессия и будущий род занятий;
  • выбираемая профессия и жизненные ценности и цели;
  • выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
  • желательный уровень профессиональной подготовки;
  • выбираемая профессия и мои склонности и способности;
  • желательные содержание, характер и условия работы.
  1. Определить значимость каждого требования.

Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

  1. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий.

Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

  1. Подсчитать и проанализировать результаты.

Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.

  1. Проверить результаты.

Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

  1. Определить основные практические шаги к успеху.

Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

 

свернуть

Официальные сайты, содержащие информацию по профориентационной работе

развернуть

Министерство образования Республики Беларусь: edu.gov.by;

  Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: www.mintrud.gov.by;

  Национальный институт образования: www.adu.by;

  Академия последипломного образования: www.akademy.by;

  Республиканский институт профессионального образования: www.ripo.unibel.by;

  Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь: www.giac.unibel.by;

  РЦПОМ: rcpom.by;

  Республиканский институт высшей школы: www.nihe.bsu.by;

  Республиканский институт контроля знаний: www.rikz.unibel.by;

  Информация о высших учебных заведениях Республики Беларусь включает сведения о специальностях, правилах приема, результатах конкурса и находится на сайте: www.abiturient.by;

v  Учреждения профессионально-технического и среднего специального образования региона:kudapostupat.by

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ  https://navigatum.ru/

Молодежный портал  teenage.by

свернуть

Информация об учебных заведениях Республики Беларусь

развернуть

Высшие учебные заведения

Средние специальные учебные заведения

Профессионально-технические учебные заведения

Интерактивный путеводитель по системе профессионального образования (*на карте выбираешь область и район и получаешь информацию обо всех имеющихся там учреждениях ССО и ПТО)

Сайт КудаПоступать.by предоставляет возможность бесплатного автоматического подбора учебного заведения, исходя из суммы баллов, набранных на ЦТ/ЦЭ. 

Каталог специальностей в ВУЗах

Порядки приёма в учреждения высшего образования

Бесплатное прохождение профориентационного теста

свернуть

Три шага для поступления в учреждение высшего образования

развернуть
  1. Перейти на сайт Министерства образования, в раздел "Абитуриенту 2023".
  2. Далее нужно выбрать учреждение высшего образования, специальность и зарегистрироваться в личном кабинете. С возникшими вопросами можно обратиться в приемную комиссию вуза.
  3. Последний шаг - успешно сдать централизованный экзамен и централизованное тестирование и стать студентом.

https://www.edu.gov.by/abiturientu-2023/abiturient/

https://t.me/MinobrofBelarus/20878

свернуть

Вузы Министерства внутренних дел Республики Беларусь

развернуть

Порядок приема в Академию МВД на 2023 год (Скачать) 710kb, .pdf

Правила приема в Академию МВД Республики Беларусь (Скачать) 345kb, .pdf

Порядок приема в учреждение образования «Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь» (Скачать) 494kb, .pdf




 

 

 

свернуть

Военные учебные заведения Республики Беларусь

развернуть

Служение Отечеству, посвящение своей жизни профессиональной защите Родины во все времена было почетным выбором настоящих граждан своей страны.

В последние годы система военного образования существенно усовершенствовалась и позволяет сейчас, вместе с получением военного образования, получить и востребованную гражданскую специальность. Подготовка граждан осуществляется только на дневной форме обучения и только на бюджетной основе, при этом курсанты находятся на полном государственном обеспечении.
Подготовку военных кадров осуществляет как Военная академия Республики Беларусь, так и ряд военных факультетов гражданских учреждений образования:
1. военный факультет учреждения образования «Белорусский государственный университет»,
2. военный факультет учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»,
3. военно-транспортный факультет учреждения образования «Белорусский государственный университет транспорта»,
4. военно-технический факультет учреждения образования «Белорусский национальный технический университет»,
5. военно-медицинский факультет учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»,
6. военный факультет учреждения образования «Минский государственный высший авиационный колледж»,
7. военный факультет учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы».
8. государственное учреждение образования «Институт пограничной службы Республики Беларусь»
Если есть желание, то можно пройти обучение и на базе военно-учебных заведений Российской Федерации по специальностям, дефицитным в Вооруженных Силах Республики Беларусь.
Кто может поступать в военно-учебные заведения?
В военно-учебные заведения принимаются на конкурсной основе граждане Республики Беларусь мужского пола, имеющие законченное общее среднее (среднее специальное, профессионально-техническое с общим средним) образование либо высшее образование (при получении его в Республике Беларусь на условиях оплаты) в возрасте от 17 до 21 года, в том числе лица, которые достигли 17-летнего или 21-летнего возраста в год поступления на обучение.
Порядок подачи документов для поступления
На каждого кандидата на поступление военным комиссариатом оформляется «Личное дело кандидата» и он до момента участия в конкурсе вступительных испытаний проходит предварительный и окончательный отбор для поступления в учебное заведение. Все это требует определенного времени. В соответствии с правилами приема в военно-учебные заведения кандидату рекомендовано до 1 апреля года поступления обратиться в военный комиссариат по месту регистрации с заявлением о направлении его для поступления в военно-учебное заведение.
Но мы рекомендуем не тянуть время, а обращаться в военный комиссариат как можно раньше. Чем это вызвано?
Во-первыхюноша может по заявлению пройти медицинское освидетельствование на предмет годности к поступлению в военно-учебное заведение и у него, в случае необходимости, есть время для того, чтобы подлечиться
Во-вторыхлучше узнать о негодности к поступлению в военно-учебное заведение по состоянию здоровья как можно раньше и переориентироваться на другое учебное заведение, чем узнать об этом за три месяца до поступления.
В-третьихпосле подтверждения степени годности к поступлению, кандидат может все усилия направить на непосредственную подготовку к сдаче предметов тестирования.

Порядок прохождения профессионального отбора
Профессиональный отбор начинается после подачи заявления и осуществляется путем всесторонней оценки каждого абитуриента по следующим показателям:
состояние здоровья;
физическая подготовка;
профессионально-психологический отбор (оценка военно-профессиональной направленности и индивидуально-психологических качеств).
Состояние здоровья оценивается врачебной комиссией с правами военно-врачебной комиссии путем вынесения, по результатам медицинского освидетельствования, заключения о категории годности для обучения в военно-учебном заведении.
Профессионально-психологический отбор (оценка военно-профессиональной направленности и индивидуально-психологических качеств) проводится путем тестирования абитуриентов с вынесением заключения о годности для поступления в военно-учебные заведения и проводится в два этапа.
Первый этап - предварительный профессиональный отбор проводится до 10 апреля комиссией по предварительному профессиональному отбору военного комиссариата.
Второй этапокончательный профессиональный отбор абитуриентов и сдача нормативов по физической подготовке проводится до 25 мая комиссией военного комиссариата Гродненской области по окончательному профессиональному отбору кандидатов в городе Гродно.
Физическая подготовленность кандидатов (кроме поступающих для органов пограничной службы) оценивается в форме «зачет» или «незачет». Кандидат, не выполнивший норматив по одному из упражнений, назначенных для проверки, считается не прошедшим профессиональный отбор.
Форма одежды для выполнения упражнений – произвольная спортивная.


Наименование упражнения

Нормативные требования,
единица измерения

Бег на 100 м

15,4 секунды

Бег на 1,5 км

6 минут 52 секунды

Подтягивание на перекладине

6 раз

Для кандидатов, поступающих на факультет военной разведки по
специальности «Управление подразделениями специального назначения», «Управление мобильными подразделениями» помимо вышеуказанных упражнений дополнительно проверяется

Плавание на 50 м

Без учета времени

Для кандидатов, поступающих для обучения в качестве курсантов в учреждениях образования Республики Беларусь и других государств, осуществляющих подготовку офицерских кадров для органов пограничной службы Республики Беларусь

Наименование
упражнения

Единица измерения

отл.

хор.

уд.

Бег на 100 м

С

13.5

14.3

15.0

Бег на 1 км

мин.с

3.33

3.53

4.30

Подтягивание на
перекладине

к-во
раз

13

10

8

Кандидаты, поступающие для обучения на военный факультет
в учреждении образования «Гродненский государственный университет
имени Янки Купалы» по специальности «Физическая подготовка военнослужащих», прибывают в военный комиссариат области для окончательной проверки физической подготовленности и должны иметь при себе зачетную классификационную книжку о присвоении первого спортивного разряда (или выше) по любому виду спорта. Физическая подготовленность этих кандидатов в рамках профессионального отбора для допуска к вступительным испытаниям проверяется по выполнению упражнения

плавание на 100 м

2.00 мин.

По результатам окончательного профессионального отбора абитуриент допускается к участию в конкурсе по результатам централизованного тестирования и учебное дело кандидата направляется в военно-учебное заведение.
Порядок зачисления
Зачисление в военно-учебное заведение проводится по конкурсу в соответствии с количеством баллов, указанных в сертификатах централизованного тестирования, проведенного в Республики Беларусь по предметам вступительных испытаний, и средним баллом документа об образовании.
Порядок обеспечения курсантов военно-учебных заведений
Обучение осуществляется только по дневной форме получения образования за счет средств республиканского бюджетас полным государственным обеспечением курсантов согласно нормам довольствия.
Курсанты первые два года проживают в казарме, последующие года – в благоустроенных общежитиях учебных заведений.
С первого курса обучения курсанты подписывают контракт на обучение в военно-учебном заведении и последующее прохождение военной службы на офицерских должностях в течение 5 лет.
Курсанты, прошедшие обучение в военно-учебных заведениях Российской Федерации после окончания учебного заведения возвращаются в Республику Беларусь и проходят военную службу в Вооруженных Силах Республики Беларусь.


Учреждение образования Военная академия Республики Беларусь»- http://varb.mil.by/

Военный факультет в учреждении образования Белорусский государственный университет - http://www.mil.by/ru/education/bsu/conditions/

Военный факультет в учреждении образования Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники - http://www.mil.by/ru/education/bsuir/conditions/

Военно-технический университет в учреждении образования Белорусский национальный технический университет - http://www.mil.by/ru/education/bntu/conditions/

Военно-медицинский факультет в учреждении образования Белорусский государственный медицинский университет - http://www.mil.by/ru/education/bsmu/conditions/

Военный факультет в учреждении образования Гродненский государственный университет - http://www.mil.by/ru/education/gsu/conditions/

Военно-транспортный факультет в учреждении образования Белорусский государственный университет транспорта - http://www.mil.by/ru/education/bsut/conditions/

Военный факультет в учреждении образования Белорусская государственная академия авиации - http://www.mil.by/ru/education/mgvak/conditions/
«Учреждение образования Минское военное Суворовское училище», на адрес «http://www.mil.by/ru/education/msvu/admission/»

Указ Президента Республики Беларусь № 2 от 3 января 2023г. Правила приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования.

Государственное учреждение образования Институт пограничной службы Республики Беларусь

свернуть

Педагогические учебные заведения Республики Беларусь

развернуть

Профессия учителя настолько востребована, что педагогические специальности есть практически в каждом университете Беларуси. Чтобы тебе было проще сориентироваться в предложениях вузов, подготовили полный обзор педагогических университетов, факультетов и специальностей.

Каждый третий выпускник педклассов поступает на педагогические специальности

Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка

БГПУ имени Максима Танка — ведущий педагогический вуз Беларуси, главная задача которого — профессиональная подготовка педагогов для учреждений дошкольного, среднего и высшего образования. На 11 факультетах вуза готовят будущих учителей-предметников, краеведов, воспитателей, учителей начальных классов, музыки, хореографии, ИЗО и черчения, социальных педагогов, логопедов, преподавателей физической культуры, психологов, филологов.

В БГПУ есть возможно поступить без экзаменов, если ты медалист, победитель соревнований, олимпиад. По этой причине проходные баллы на некоторые специальности равны 400. По отдельному конкурсу без ЦТ поступают и выпускники педагогических классов. 

Белорусский государственный университет

В многопрофильном университете, который входит в 2% лучших вузов мира, есть 27 педагогических специальностей. В основном готовят преподавателей для университетов и колледжей. Как говорят сами выпускники, они больше учёные, чем учителя. Видимо поэтому в названии специальности часто указывают «Научно-педагогическая деятельность». В вузе учатся будущие преподаватели биологии и химии, экологии, географии, культурологи, искусствоведы, лингвисты, преподаватели социально-гуманитарных дисциплин, математики и информатики, психологии, социологии и психологии, экономических дисциплин. 

Даже в непрофильных вузах готовят преподавателей по своим направлениям. Так, в БГЭУ есть одна педагогическая специальность — «Социология», в БНТУ их две — «Профессиональное обучение» (машиностроение, информатика). Любой выпускник БГУФК может стать либо профессиональным спортсменом, либо тренером по определённому виду спорта, либо школьным преподавателем

Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина

Педагогические специальности есть и в БрГУ имени А. С. Пушкина. Их можно освоить на биологическом, географическом, историческом, психолого- и социально- педагогических и других факультетах вуза. Подробнее изучай учебные программы здесь

Витебский государственный университет имени П. М. Машерова

Витебский вуз специализируется на подготовке воспитателей, школьных учителей и преподавателей колледжей и вузов. Полный перечень обучающих программ смотри по ссылке

Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины

Крупный региональный вуз готовит экономистов, юристов, инженеров, лингвистов, историков, филологов, биологов, педагогов. Треть программ вуза — педагогические. 

Подпись в творческих вузах также предусмотрена подготовка преподавателей для своего направления. В БГАИ учатся будущие преподаватели живописи, театрального искусства и так далее. БГАМ, соответственно, готовит преподавателей пения, хореографического искусства и других специалистов. В БГУКИ практически каждый выпускник имеет педагогическую квалификацию

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы

Гродненский университет предлагает широкий выбор специальностей. И часть из них — педагогические. Здесь готовят воспитателей, преподавателей начальных классов, логопедов, олигофренопедагогов, преподавателей музыки, ИЗО, хореографии, учителей-предметников и преподавателей иностранных языков. Они могут работать в школах и вузах. 

Барановичский государственный университет

Половина специальностей БарГУ — педагогические. Будущих учителей готовят на факультетах педагогики и психологии и факультете славянских и германских языков. 

Минский государственный лингвистический университет

Иняз в Минске обучает 22 европейским и восточным языкам. Выпускники лингвистического университета работают преподавателями, переводчиками, переводчиками-референтами. Чисто педагогических специальностей шесть. Вуз готовит учителей английского, немецкого, китайского и романских языков. 

Могилёвский государственный университет имени А. А. Кулешова

Вуз готовит специалистов для всех сфер общественной жизни, но в приоритете по-прежнему педагогические профессии. Университет выпускает преподавателей для средних и дошкольных учреждений образования. Полный перечень специальностей смотри здесь

Мозырский государственный педагогический университет имени И. П. Шамякина

Профильный вуз готовит не только учителей-предметников, воспитателей, но и педагогов-инженеров (профессиональное обучение), тренеров по видам спорта. 

Преподавателей психологии готовит БИП — Институт правоведения, ряд педагогических специальностей есть на факультете искусств ИСЗ имени А. М. Широкова

Полесский государственный университет

ПолесГУ специализируется на банковском деле, экономике, биотехнологиях и организации здорового образа жизни. Но в вузе есть две педагогические специальности: преподаватель физической культуры, учитель биологии. 

 

Педагогические колледжи Беларуси

свернуть

ЦЕЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА

развернуть

Что такое обучение по договору о целевой подготовке специалиста или целевое обучение?

  • Это Ваша гарантия, что организация, заключившая с Вами договор о целевой подготовке специалиста будет ждать Вас на работу весь срок вашего обучения.
  • Это Ваша гарантия, что после обучения Вы останетесь работать в организации, с которой Вы заключили договор о целевой подготовке специалиста.
  • Это Ваша гарантия, что Вы не останетесь без работы в течение всего времени (отработки) указанного у Вас в договоре.

 

На основании подпункта 1.39 пункта 1 статьи 1 Кодекса Республики Беларусь об образовании, в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 № 821 «О некоторых вопросах распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, возмещения затраченных государством средств на их подготовку и целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих» с 01.03.2022 подготовка специалистов на условиях целевой подготовки осуществляется за счет республиканского и (или) местных бюджетов в дневной форме получения образования без ограничения численности населения населенных пунктов, на территории которых расположены организации образования.

 

КОДЕКС  ОБ ОБРАЗОВАНИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

(Подпункт 1.39 пункта 1 статьи 1)

Целевая подготовка специалистов, рабочих, служащих – подготовка специалистов с высшим образованием, средним специальным образованием, рабочих со средним специальным образованием за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов  в дневной форме получения образования в целях удовлетворения кадровых потребностей организаций Республики Беларусь за счет персонального привлечения лиц из числа граждан Республики Беларусь, проживающих в Республике Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, являющихся выпускниками учреждений образования Республики Беларусь, осуществляемая в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста с высшим образованием, специалиста (рабочего) со средним специальным образованием, рабочего (служащего) с профессионально-техническим образованием.

Примечание. Кодекс об образовании Республики Беларусь вступает в силу с 01.09.2022.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

22 июня 2011 г. № 821

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ, ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ, НАПРАВЛЕНИЯ НА РАБОТУ, ПОСЛЕДУЮЩЕГО НАПРАВЛЕНИЯ НА РАБОТУ ВЫПУСКНИКОВ, ВОЗМЕЩЕНИЯ ЗАТРАЧЕННЫХ ГОСУДАРСТВОМ СРЕДСТВ НА ИХ ПОДГОТОВКУ И ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ, РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

- Прием граждан в учреждения образования для получения образования на условиях целевой подготовки осуществляется в соответствии с правилами приема лиц для получения высшего образования I ступени, среднего специального образования, утверждаемыми Президентом Республики Беларусь, правилами приема лиц для получения профессионально-технического образования, утверждаемыми Правительством Республики Беларусь.

Основанием для участия в конкурсе на место для получения образования на условиях целевой подготовки является договор о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего), составленный по форме согласно приложению 1 в трех экземплярах и подписанный гражданином и заказчиком.

- Зачисление граждан, успешно прошедших конкурс на место для получения образования на условиях целевой подготовки, оформляется приказом по учреждению образования на основании решения приемной комиссии в сроки, установленные правилами приема в данное учреждение образования. Одновременно руководителем учреждения образования подписывается договор, представленный гражданином в приемную комиссию учреждения образования.

При равном количестве набранных на вступительных испытаниях баллов учитывается мнение заказчика.

В случае появления вакантных мест для получения образования на условиях целевой подготовки по согласованному решению приемной комиссии учреждения образования и заказчика договоры могут заключаться с гражданами, успешно сдавшими вступительные испытания по таким же предметам в данном или другом учреждении образования, либо эти места передаются на общий конкурс.

- Договор считается заключенным с момента подписания его всеми сторонами и действует до окончания срока обязательной работы молодого специалиста, молодого рабочего (служащего).

 

По вопросам целевой подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием по педагогическим специальностям  обращаться к заместителю директора по учебной работе Маркевич Кристине Ивановне.

свернуть

Рекламно-презентационные проспекты для абитуриента-2023