Инновационная и экспериментальная деятельность

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ И ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

развернуть

Закон Республики Беларусь "О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь"

Кодекс Республики Беларусь об образовании

Инструкция о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования

Министерство образования Республики Беларусь - Приказ № 517 от 22.08.2022 "Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2022/2023 учебном году"

Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31.08.2012 № 93 (условия оплаты труда)

 

РЕКОМЕНДАЦИИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Рекомендации НМУ «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь по организации экспериментальной деятельности в учреждениях образования 

Порядок осуществления информационно-аналитического и научно-методического сопровождения инновационной деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь (утвержден на заседании экспертного совета Академии последипломного образования (протокол № 1 от 20.03.2012)) скачать(.doc)


свернуть

Инновационный проект «Внедрение модели формирования культуры межличностного общения детей дошкольного и школьного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа и в условиях государственного двуязычия»

развернуть

Инновационный проект «Внедрение модели формирования культуры межличностного общения детей дошкольного и школьного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа и в условиях государственного двуязычия»

Сроки реализации: 2019 – 2024

Разработчик проекта: Хотим Илья Сергеевич, заместитель директора по воспитательной работе ГУО «Средняя школа № 38 им. К. Туровского г. Гродно», +375(29)8695324, hotim_ilya@outlook.com;

Научные консультанты:

Лукашанец Александр Александрович – первый заместитель директора по научной работе Государственного научного учреждения «Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси», академик, доктор филологических наук, профессор;

Кадол Федор Владимирович – заведующий кафедрой педагогики Учреждения образования «Гомельский государственный университет им. Ф.Скорины», доктор педагогических наук, профессор;

Финькевич Людмила Владимировна – доцент кафедры общей и детской психологии Учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат психологических наук, доцент;

Попова Татьяна Евгеньевна – старший преподаватель кафедры педагогики и частных методик ГУО «Гомельский областной институт развития образования», магистр педагогических наук;

Бройко Александр Васильевич – директор Общественного объединения «Центр православного просвещения преподобной Евфросинии Полоцкой».  +375(29)2535616 Evf-P1957@yandex.ru

Соисполнители: Собор Всех Белорусских Святых г. Гродно; Факультет психологии ГрГУ им. Я. Купалы г. Гродно; Учреждения культуры г. Гродно


Цель проекта: повышение уровня межличностного общения обучающихся на православных традициях и ценностях белорусского народа в условиях государственного двуязычия в современном образовательном пространстве.

Задачи инновационного проекта:

1. Определить оптимальные варианты и параметры взаимодействия учреждений и организаций (органов государственного управления и управления образования, учреждений образования, семьи, структур Белорусской Православной Церкви, общественности) в реализации задач повышения уровня языковой культуры учащихся на православных традициях белорусского народа в условиях государственного двуязычия.

2. Воспитывать у учащихся чувство любви к Отечеству, социальной ответственности и нравственного долга, человеколюбия и милосердия с использованием регионального компонента, знания местных святых и святынь, на основе любви к малой родине.

3. Развивать коммуникативную культуру субъектов образовательного пространства, обеспечивающую коммуникативную и конфликтологическую компетентность личности как условие конструктивного решения сложных ситуаций межличностного взаимодействия в поликультурной среде в условиях государственного двуязычия.

4. Разработать методические рекомендации по обеспечению преемственности в реализации программ духовно-нравственного воспитания учащихся различных ступеней образования.

5. Создать методические и информационные ресурсы для учебно-методических комплексов нового поколения по реализации программного содержания духовно-нравственного воспитания учащихся.

Ожидаемые результаты

реализации модели межличностного общения учащихся в рамках инновационного проекта:

- повышение уровня межличностного общения и нравственного развития личности обучающегося, его человеколюбия и милосердия, социальной ответственности и активности, направленных на совершенствование себя и окружающего мира;

- укрепление социального партнерства, расширение внешних связей учреждения образования с другими заинтересованными организациями и учреждениями в решении насущных социальных проблем;

- обеспечение преемственности в реализации программ духовно-нравственного воспитания обучающихся различных ступеней и типов учреждений образования;

- развитие профессиональных компетенций субъектов образовательного пространства; создание методических и информационных ресурсов для учебно-методических комплексов нового поколения по реализации программного содержания духовно-нравственного воспитания обучающихся.


Нормативное обеспечение:

 УО - Приказ  № 760 от 01.09.2023 "Об организации инновационной деятельности в 2023/2024 учебном году"

 Отдел образования, спорта и туризма администрации Октябрьского района - Приказ № 213 от 31.08.2023 "Об организации экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования района в 2023/2024 учебном году"

 Министерство образования Республики Беларусь - Приказ № 411 от 28.08.2023 " Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2023/2024 учебном году"


Методические материалы:

Рождественская сказка воскресной школы храма Собора Всех Белорусских Святых г. Гродно 

свернуть

Инновационный опыт: «Внедрение модели формирования личностной и социальной идентичности детей дошкольного и школьного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа»

развернуть

Инновационный проект «Внедрение модели формирования личностной и социальной идентичности детей дошкольного и школьного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа»

Программа и сроки проведения инновационной деятельности 

Календарный план работы  в рамках инновационного проекта «Внедрение модели формирования личностной и социальной идентичности детей дошкольного и школьного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа» 2017/2018  учебный год (16,2 кб)

Календарный план работы государственного учреждения образования «Средняя школа №38 г.Гродно» по реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования личностной и социальной идентичности детей дошкольного и школьного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа» на 2018/2019 учебный год

План мероприятий по сотрудничеству государственного учреждения образования  «Cредняя школа № 38 г. Гродно» с Приходом храма в честь Собора Всех Белорусских Святых г. Гродно на 2017/2018 учебный год

План отчета за 2017/2018 учебный год

СПРАВКА о промежуточных результатах реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования личностной и социальной идентичности детей дошкольного и школьного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа» 2016/2017 учебный год
СПРАВКА о промежуточных результатах реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования личностной и социальной идентичности детей дошкольного и школьного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа» 2017/2018 учебный год 

Промежуточный отчёт музея «Христианские ценности и народные традиции в семье» государственного учреждения образования «Средняя школа № 38 г. Гродно»  о работе в рамках республиканской инновационной деятельности «Внедрение модели формирования  личностной и социальной идентичности детей дошкольного и школьного возраста  на православных традициях и ценностях белорусского народа .» за 2016/2017 учебный год

Итоги работы музея с инновационными классами  государственного учреждения образования «Средняя школа № 38 г. Гродно» 2017/2018 учебный год (16,5 кб)


Час общения «Покров Пресвятой Богородицы»

Урок-экскурсия "День Матери, Покров Пресвятой Богородицы"

Праздник "Спасибо вам, мамы, за то, что мы есть!"

Праздник для мам «Покров Пресвятой Богородицы. День Матери»

 Урок духовности «Святое имя Матери» к празднику Покрова Пресвятой Богородицы и ко дню Матери в Беларуси (14 октября)

Факультативное занятие «Святой образ. Святой лик» (Иконография праздника «Покров Пресвятой Богородицы»)

Сила слова или яд сквернословия

VІI Коложские открытые областные научно-образовательные чтения, посвященные теме «Молодежь: свобода и ответственность» (06.12.2018)

Сетьевой проект  "Золотые купола"

свернуть

Эксперементальная деятельность

развернуть

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОБРАЗОВАНИИСтатья 97. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования

Инструкция о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования
Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 26.07.2018 № 615 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2018/2019 учебном году»
Приложение к приказу Министерства образования Республики Беларусь от 26.07.2018 № 615 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2018/2019 учебном году»
Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31.08.2012 № 93 (условия оплаты труда)

Приказ главного управления образовани № 233 от 22.08.2018 г. "Об организации эксперементальной и инновационной в учреждениях образования в 2018/2019 учебном году"


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ  «Апробация образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР»

Руководитель экспериментального проекта: Хруль Ольга Станиславовна, ведущий научный сотрудник лаборатории специального образования научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь, кандидат педагогических наук, доцент.

Цель эксперимента – выявить наиболее эффективные модели и условия реализации образовательных программ общего среднего образования на основе инклюзивного подхода.

Задачи:

- апробировать варианты форм (моделей) получения образования учащимися с ОПФР на основе инклюзивного подхода;

- определить условия эффективной реализации образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР;

- апробировать методическое обеспечение образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования при обучении лиц с ОПФР.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по проекту «Апробация образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР»

Основная идея экспериментального проекта

     В числе 124 стран мира Республика Беларусь в 2016 году ратифицировала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». Статья 24 данной конвенции обязывает государства-участников обеспечить «инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни». Основополагающими понятиями инклюзивного образования являются: включение, уважение, равенство, доступность. «Включающее образование» основано на идее, суть которой заключается в том, что каждый ребенок должен иметь доступ к основному качественному образованию. Статьи Конвенции указывают на необходимость разумного приспособления среды к особенностям психофизического развития ребенка и индивидуализированную коррекционно-педагогическую поддержку. Основными направлениями в сфере образования лиц с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР) являются: обеспечение доступности образования с учетом состояния здоровья обучающихся, их познавательных возможностей; создание специальных условий для получения образования и оказание им коррекционно-педагогической помощи (Кодекс об образовании Республики Беларусь, 2011 г., статья 2).

    Таким образом, под инклюзивным образованием учащихся с ОПФР в учреждениях общего среднего образования понимается включение лиц с ОПФР в общий (совместный) целенаправленный процесс обучения и воспитания, осуществляемый в разных формах (моделях) на основе создания специальных условий и проведения необходимой коррекционной работы с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОПФР.

     Новизна экспериментального проекта заключается в апробации различных вариантов форм (моделей) образования учащихся с ОПФР на основе инклюзивного подхода.

Цель эксперимента – выявить наиболее эффективные модели и условия реализации образовательных программ общего среднего образования на основе инклюзивного подхода.

Задачи:

- апробировать варианты форм (моделей) получения образования учащимися с ОПФР на основе инклюзивного подхода;

- определить условия эффективной реализации образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР;

- апробировать методическое обеспечение образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования при обучении лиц с ОПФР.

Гипотеза экспериментального проекта:

Достижение целей образовательной инклюзии лиц с ОПФР обеспечивается сочетанием различных моделей организации образовательного процесса, учитывающих возможности и потребности ребенка с ОПФР, необходимость формирования ценностных ориентаций всех участников образовательного процесса, обеспечивающих комфортные условия для обучения как обычным детям, так и учащимся с ОПФР.

 Сведения об экспериментальных классах

Экспериментальные классы

Модели обучения

Количество учащихся в классе

 

Категории учащихся о ОПФР

Общее кол-во

Нормально развивающиеся

Учащиеся с ОПФР

I «Г»

Экспериментальный класс В

18

14

4

2 - ДЦП, 1 – несовершенный остеогенез, 1 - СМА

IV «Ж»

Экспериментальный класс В

20

17

3

2 – ДЦП, 1 – ДЦП и тугоухость

V «Г»

Экспериментальный класс В

19

16

3

2 – ДЦП, 1 – укороченная нижняя конечность

Опыт работы ГУО «Средняя школа №38 г. Гродно» по инклюзивному образованию транслировался в журнале «Гродно» №3/2020 «Наша миссия – раскрыть потенциал каждого ребёнка», в газете «Гродненская правда» №96/2020 год, «Школа не знает барьеров: как организовано инклюзивное образование в СШ №38», на сайте Главного управления образования (http://edu-grodno.gov.by/новости/document-17273.html), на сайте газет «Гродненская правда» и «Перспектива». На телевизионных каналах  «Гродно Плюс» и «Беларусь 4» вышли в эфир следующие репортажи:

23.03.2017 года – «Семинар по инклюзии в СШ №38 г. Гродно»;

10.01.2019  -         «Инклюзивная школа №38»;

02.12.202   –        «Социализация детей  с особенностями развития».

          В феврале 2021 года лего-проект «Гродно – город-музей», созданный учащимися с ОПФР IV Г и  IV Е классов, принял участие в выставке к научно-методическому совету в ГУО «Гродненский областной институт развития образования», посвящённой Году малой родины.

Дипломом I степени на IX Республиканской выставке научно-методической литературы, педагогического опыта  отмечен опыт работы учителей экспериментальных классов Расилевич А.В., Урбанович О.И. по формированию гражданских и патриотических качеств личности учащихся с ОПФР посредством создания и реализации серии лего-проектов «Гродно – город-музей»  «Маленькие детали большого города», опубликованный в аннотированном каталоге методических материалов XIX республиканской выставки научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи.

         19.06.2021 в «Настаўнiцкай газете» освещён опыт работы ГУО «Средняя школа №38 г. Гродно» (Расилевич А.В., Урбанович О.И.) по созданию ЛЕГО-проектов. https://nastgaz.by/lego-praekty-grodzenskih-shkolnikau/

свернуть
Ещё в этом разделе