Отчеты о реализации проекта «Школа Активного Гражданина» в 2022/2023 учебном году

Школа активного гражданина «Гордость за Беларусь. Итоги»

22.05.2023
развернуть

Заключительная майская сессия республиканского проекта «Школа активного гражданина», для учащихся VIII-XI классов, прошла в нашем учреждении образования 22.05.2023 г., по теме «Гордость за Беларусь. Итоги».

В рамках работы проекта для учащихся VIII-XI классов, в каждом классном коллективе, была организована тематическая викторина «Гордость за Беларусь», в ходе которой ребята продемонстрировали свои знания о важных событиях и людях в жизни нашей страны.

Стоит отметить, что такая итоговая форма работы вызвала особый интерес у учащихся и дала возможность активно проявить себя в увлекательной деятельности, используя знания, полученные в ходе мероприятий проекта «Школа Активного Гражданина» в 2021/2022 и 2022/2023 учебном году. Игра включала 17 тем, каждая из которых содержит по 3 вопроса различной сложности (10, 20, 30 баллов).

Для подготовки викторины использовались вопросы разработанные Национальным институтом образования Республики Беларусь, а также материалы республиканских информационных агентств в качестве комментариев к вопросам и ответам учащихся.

В ходе проведения тематической игры модераторы проекта, функции которого выполняли классные руководители, в своих ученических коллективах продолжили разговор с ребятами о особенностях развития современного общества, а также попросили учащихся поделиться собственным мнением о важности данного проекта для подрастающего поколения белорусов и о том повлиял ли он на их готовность участвовать в будущем в общественно-политической жизни страны.

  •  
  •  
  •  
свернуть

Школа активного гражданина «Гордость за Беларусь. Культура белорусского народа: традиции, наследие, современность» (материальное и духовное историко-культурное наследие, профессиональное и народное искусство, общественные творческие инициативы и др.)

27.04.2023
развернуть

Апрельская сессия республиканского проекта «Школа активного гражданина», для учащихся VIII-XI классов, была организована 27.04.2023 г., по теме «Гордость за Беларусь. Культура белорусского народа: традиции, наследие, современность» (материальное и духовное историко-культурное наследие, профессиональное и народное искусство, общественные творческие инициативы и др.).

ШАГ 1 «Мы узнаём»

В рамках работы проекта среди учащихся VIII-XI классов было организовано обсуждение следующих информационных блоков:

«Беларусь – страна многовековой и самобытной культуры»;

«Беларусь – страна талантливых людей».

Рассмотрение тематических блоков в рамках информационного поля апрельской сессии проекта «Школа активного гражданина» для учащихся VIII-XI классов прошло очно в каждом классном коллективе, в которых продолжили свою работу информационные группы, созданные из числа учащихся. Члены данных групп в ходе обсуждения активно подчеркивали глубину имеющегося материального и духовного историко-культурного наследия Беларуси, высокий уровень профессионального искусства и самобытность народного.

Для обсуждения информационных блоков в классные коллективы были приглашены члены администрации, педагоги-организаторы, председатели первичных организаций общественных объединений, представители школьного самоуправления, учителя истории и обществоведения, руководитель школьного музея «Христианские ценности и народные традиции в семье», руководитель районного ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию «Духовности живая нить!», которые активно участвовали в дискуссии, расставляли приоритеты при обсуждении тематических блоков, знакомили учащихся с культурным и  духовным наследием белорусского народа.

Для подготовки инициативных групп в классных коллективах (27.04.2023) активно использовались материалы разработанные Национальным институтом образования Республики Беларусь, материалы республиканских информационных агентств, а также виртуальные музейные пространства которые раскрывают историю и современность белорусской культуры.

 ШАГ 2 «Мы размышляем»

Блок: «Беларусь – страна многовековой и самобытной культуры»

Обсуждение первого информационного блока было посвящено историко-культурному наследию Беларуси, ведь именно оно является фактором развития нашего государства. За его сохранение несут ответственность как государство, так и граждане нашей страны.

В начале обсуждения спикеры и приглашенные гости обратили внимание учащихся на то, что историко-культурное наследие Беларуси представляет собой совокупность наиболее отличительных результатов и свидетельств исторического, культурного и духовного развития белорусского народа, воплощенных в историко-культурных ценностях, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, который ежегодно расширяется.

Спикеры, отметили что охрана историко-культурного наследия – обязательное условие устойчивого развития государства, укрепления его престижа в международном сообществе. Также, в ходе общения, модераторы подчеркнули, что материальные и духовные ценности общества являются объектами национальной безопасности Беларуси и приоритетными направлениями культурной политики нашей страны, поэтому государством уделяется огромное внимание сохранению и приумножению имеющегося историко-культурного наследия.

В завершении обсуждения первого блока модераторы обратили внимание учащихся на то, что наша многовековая культура это ключевой фактор национальной идентичности и белорусской государственности, именно она играет значительную роль в формировании гражданственности и патриотизма личности.

Центральными вопросами для обсуждения информационного блока «Беларусь – страна многовековой и самобытной культуры» стали:

  • Как вы думаете, почему так важно сохранить духовные ценности и традиции, сформированные на основе исторического опыта многих поколений?
  • Международный день музеев – ежегодный праздник, отмечаемый 18 мая. Как вы думаете, какую роль играют музеи в сохранении и развитии историко-культурного наследия белорусского народа?

Блок: «Беларусь – страна талантливых людей»

В начале обсуждения второго информационного блока модераторы, инициативные группы учащихся обратили внимание одноклассников на слова Президента Республики Беларуси А.Г. Лукашенко «Мы должны сделать все для того, чтобы сберечь и приумножить наше культурное наследие, воспитать на нем новое поколение. Беларусь, безусловно, страна талантливых людей. У нас созданы условия для раскрытия, реализации творческого потенциала». Эти слова подчеркивают насколько большое внимание в нашей республике уделяется развитию творческого потенциала наших граждан.

Модераторы отметили, что в Беларуси, за годы суверенитета, создано множество различных творческих площадок, организовано большое количество конкурсов и фестивалей, которые помогают приобщить белорусов разных поколений к народным традициям и имеющимся обрядам.  

В ходе дальнейшего обсуждения участники проекта предметно остановились на республиканских и региональных праздниках «Купалле» в аг. Александрия, «Дожинки», а также многочисленных обрядах, которые прекрасно дополняют современную культурную жизнь Беларуси.

В завершении рассмотрения второго информационного блока спикеры подчеркнули, что богатая народная культура и искусство, в частности, непосредственно влияет на нас и на облик наших городов, окружающих нас предметов.

Центральными вопросами для обсуждения тематического блока «Беларусь – страна талантливых людей» стали:

  • Какие традиции и обряды хранят и возрождают в нашем регионе? Принимаете ли вы в них участие?
  • Как вы думаете, какова цель проводимых в Беларуси фестивалей (театральных, музыкальных и кинофестивалей)?
  • Согласны ли вы с тем, что в нашей стране растет достойное поколение, способное сохранить и приумножить культурные ценности и традиции?

ШАГ 3 «Мы действуем»

По итогам апрельской сессии «Школы активного гражданина» в 2022/2023 учебном году инициативными группами классных коллективов было принято решение организовать активное участие в школьном конкурсе «Национальная культура глазами детей».

свернуть

Школа активного гражданина «Гордость за Беларусь. Комфорт и уют для каждого» (развитие и совершенствование строительно-промышленного комплекса, жилищного строительства, реализация государственной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве)

23.03.2023
развернуть

Мартовская сессия республиканского проекта «Школа активного гражданина», для учащихся VIII-XI классов, была организована 23.03.2023 г., по теме «Гордость за Беларусь. Комфорт и уют для каждого» (развитие и совершенствование строительно-промышленного комплекса, жилищного строительства, реализация государственной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве).

ШАГ 1 «Мы узнаём»

В рамках работы проекта среди учащихся VIII-XI классов было организовано обсуждение следующих информационных блоков:

«Строительно-промышленный комплекс – драйвер экономического роста нашей страны»;

«Развитие жилищного строительства в Беларуси»;

«Система жилищно-коммунального хозяйства – для всех и каждого».

Рассмотрение тематических блоков в рамках информационного поля мартовской сессии проекта «Школа активного гражданина» для учащихся VIII-XI классов прошло очно в каждом классном коллективе. В марте продолжили свою работу информационные группы созданные из числа учащихся, которые в ходе обсуждения подчеркивали различные факты и приводили ряд аргументов характеризующих процесс развития и совершенствования в нашей стране строительного-промышленного комплекса, последовательную реализацию государственных программ в сфере жилищного строительства.

Для обсуждения блоков проекта в различные классные коллективы были приглашены члены администрации, педагоги-организаторы, председатели первичных организаций общественных объединений, представители школьного самоуправления, учителя истории и обществоведения, которые активно участвовали в дискуссии, расставляли приоритеты при обсуждении тематических блоков.

Для подготовки инициативных групп в классных коллективах (23.03.2023) активно использовались материалы разработанные Национальным институтом образования Республики Беларусь, а также материалы республиканских информационных агентств.

ШАГ 2 «Мы размышляем»

Блок: «Строительно-промышленный комплекс – драйвер экономического роста нашей страны»

В начале обсуждения первого информационного блока спикеры и приглашенные гости обратили внимание учащихся на то, что с момента становления и по сей день строительная отрасль является одной из самых значимых в экономике нашей страны. От эффективности ее работы во многом зависит экономический рост государства и благосостояние граждан. Основой строительно-промышленного комплекса являются транспортное, промышленное, жилищно-коммунальное, социально-культурное, сельскохозяйственное строительство и проектно-изыскательские работы.

В каждом уголке нашей страны и даже за ее пределами мы можем видеть результаты кропотливого и профессионального труда проектировщиков, архитекторов, инженеров, технологов, рабочих проектных, промышленных, строительных организаций и всех тех, кто гордо носит звание строитель.

Спикеры, отметили что мощная модернизированная база, современные подходы в организации труда, высокий профессиональный уровень специалистов и высококачественная инновационная продукция – именно эти позиции характеризуют сегодня строительно-промышленный комплекс Республики Беларусь, который представлен рядом фундаментальных производственных и жилищно-строительных предприятий широко известных далеко за пределами Беларуси.

В завершении обсуждения первого блока модераторы подчеркнули, что строительство – одна из наиболее обширных сфер профессиональной деятельности в нашей стране. Специалисты возводят объекты различного назначения, проводят обслуживание и ремонт сооружений, следят за техническим состоянием зданий, а также подчеркнули, что с ростом населения и увеличением транспорта необходимы новые здания, объекты инфраструктуры. Поэтому профессии в сфере строительства всегда востребованы.

 Центральными вопросами для обсуждения информационного блока «Строительно-промышленный комплекс – драйвер экономического роста нашей страны» стали:

  • Какие показатели свидетельствуют о развитии строительно-промышленного комплекса Беларуси?
  • Чем мы можем гордиться в дорожном строительстве?

Блок: «Развитие жилищного строительства в Беларуси»

В начале обсуждения второго информационного блока модераторы, инициативные группы учащихся обратили внимание одноклассников на то, что приоритетным направлением деятельности строительного комплекса Беларуси всегда было и остается жилищное строительство.

Граждане обеспечиваются комфортным жильем, строятся детские сады, школы, возводятся значимые промышленные, спортивные и культурные объекты.

На особом контроле – возведение жилья для нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе для многодетных семей. Из общего объема введенного в эксплуатацию жилья ежегодно около 40% строится для граждан, состоящих на учете нуждающихся.

Модераторы подчеркнули, что по показателю обеспеченности квадратными метрами жилья на одного человека Беларусь занимает 2-е место среди стран СНГ, уступая лишь Армении (в большей части сельской). Очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий в стране сохраняется, но изменяются ее качественные и количественные показатели. С введением Жилищного кодекса право для постановки на учет в качестве нуждающихся было предоставлено гражданам при обеспеченности общей площадью 15 и менее м2 на человека.

Повышенное внимание уделяется развитию городов-спутников крупных районных центров. Особое внимание приковано к городам-спутникам столицы, так как Минск перенаселен и площадок для строительства жилья здесь практически нет.

В ходе дальнейшего обсуждения участники проекта предметно остановились на объемах строительства в областных и районных центрах, а также обратили внимание на высокий показатель ввода и обеспеченности жильем в расчете на одного жителя, по которому Беларусь занимает одно из первых мест на постсоветском пространстве.

Центральными вопросами для обсуждения тематического блока «Развитие жилищного строительства в Беларуси» стали:

  • Какие факты свидетельствуют о том, что в нашей стране уделяется большое внимание обеспечению населения доступным и качественным жильем?
  • Расскажите о знаковых объектах, которые появились в ваших населенных пунктах.
  • Почему, на ваш взгляд, большое внимание уделяется развитию крупных районных центров и городов-спутников столицы?

Блок: «Система жилищно-коммунального хозяйства – для всех и каждого»

Знакомство ребят с данным блоком началось с того, что жилищно-коммунальное хозяйство – наиболее близкая людям сфера, поскольку включает большинство сторон нашей повседневной жизни. В Беларуси развитие ЖКХ направлено на обеспечение повышения комфортности проживания и безопасности граждан, экономической эффективности оказания населению жилищно-коммунальных услуг.

В ходе обсуждения ребята узнали, что жилищный фонд страны насчитывает свыше 1,5 млн. жилых домов общей площадью около 267 млн. м2, в том числе около 170 млн. м2 (64 %) – в многоквартирных домах. В государственной собственности находится менее 6 % жилой недвижимости, остальные 94 % – частная собственность граждан и юридических лиц.

Спикеры отметили тот факт, что результатом проведения последовательной политики в области эксплуатации жилищного фонда является крайне низкая площадь ветхих и аварийных жилых домов (не превышает 0,1 % от общей площади жилья). Более того, ежегодно увеличиваются объемы ввода жилья после капитального ремонта в целях улучшения эксплуатационных показателей жилфонда.

Также модераторы подчеркнули, что ключевой составляющей деятельности всей системы ЖКХ является работа по поддержанию чистоты в наших городах, дворах, улицах. Ухоженная Беларусь – бренд, известный далеко за пределами нашей страны. Вопрос поддержания порядка на земле в нашей стране никогда не относился к числу второстепенных. Это обусловлено как традициями и менталитетом белорусов, так и постоянным вниманием, которое уделяет этой теме руководство страны.

В завершении обсуждения данного информационного блока спикеры обратили внимание учащихся на слова Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, который выступая 10 июня 2022 г. в г. Минске на семинаре-совещании «Актуализация методов и форм работы с населением на местном уровне», особо подчеркнул: «Принципы эффективной обратной связи и доверительного диалога власти с людьми являются основополагающими во всей работе административно-управленческого аппарата. Это идеал, к которому мы стремимся. Он вполне соответствует нашим политическим традициям, истоки которых даже не в современной истории, а гораздо глубже».

Центральными вопросами для обсуждения тематического блока «Система жилищно-коммунального хозяйства – для всех и каждого» стали:

  • Что представляет собой жилищно-коммунальное хозяйство?
  • Какие показатели свидетельствуют о развитии ЖКХ в Беларуси?
  • Как вы считаете, почему в Беларуси остро встала проблема максимального использования внутренних ресурсов, в том числе и отходов?
  • Какие шаги предпринимаются ЖКХ для совершенствования системы переработки и использования отходов?

ШАГ 3 «Мы действуем»

По итогам мартовской сессии «Школы активного гражданина» в 2022/2023 учебном году инициативными группами классных коллективов было принято решение организовать просветительские беседы-презентации с учащимися младших классов об энерго- и водосбережении, пользе раздельного сбора мусора.

.

свернуть

ШАГ «Гордость за Беларусь. Энергия для созидания, энергия для будущего» (обеспечение энергобезопасности страны) (23.02.2023 г.)

23.02.2023
развернуть

Необходимо отметить, что в этом календарном году четвертый четверг февраля выпал на особую дату – День Вооруженных Сил Республики Беларусь, что несёт, в свою очередь, особый символизм, поскольку этот поистине всенародный праздник глубоко значим для всех людей нашей республики и несет в своем содержании символическое единение прошлого и настоящего. Благодаря подвигу и мужеству белорусских воинов, тех, кто свято выполнял свой воинский долг и продолжает находится на страже нашей родной Беларуси, мы имеем стабильное и мирное сегодня, которое позволяет нам не только создавать, но и преумножать фундаментальные достижения белорусской промышленности, экономики, образования, здравоохранения и, конечно же, энергетики.

Именно с особенностями энергосистемы нашей страны, её развитием и достигнутыми успехами состоялось знакомство учащихся VIII-XI классов в рамках февральской сессии республиканского информационно-образовательного проекта ШАГ.

ШАГ 1 «Мы узнаём»

В рамках работы проекта среди учащихся VIII-XI классов было организовано обсуждение следующих информационных блоков:

  1. «Беларусь: энергетика настоящего и будущего»;
  2. «Энергосбережение для всех и для каждого».

Работа по реализации проекта в феврале 2023 г. осуществлялась в уже привычной для учащихся и педагогического коллектива форме. Так, учащиеся VIII -XI классов познакомились с содержанием информационных блоков в рамках проведения тематических информационных часов с активным привлечением инициативных групп учащихся, созданных в каждом классном коллективе для раскрытия основных фабул вышеобозначенных вопросов. Функции модератора традиционно были возложены на классных руководителей, благодаря которым было обеспечено предметное и конструктивное обсуждение заявленной проблематики.

Необходимо отметить, что к обсуждению информационных блоков в классных коллективах в качестве приглашенных гостей привлекались члены администрации, педагоги-организаторы, председатели первичных организаций общественных объединений, учителя физики.

Для подготовки выступлений инициативных групп активно использовались материалы разработанные Национальным институтом образования Республики Беларусь, республиканских информационных агентств, телеграм-канала Министерства образования Республики Беларусь, учебные издания: пособие «Гордость ЗА Беларусь. События. Факты» (Глава 16. Энергетическая система), учебное наглядное пособие «Гордость ЗА Беларусь. События. Факты» (Постер 15 «Энергетическая система»).

ШАГ 2 «Мы размышляем»

Блок: «Беларусь: энергетика настоящего и будущего»

В начале обсуждения первого информационного блока инициативные группы учащихся во всех классных коллективах рассказали одноклассникам о том, что энергетика – это одна из основных отраслей национальной экономики Республики Беларусь. Ее развитие определяется стратегией социально-экономического развития государства и рядом государственных программ. Органом государственного управления, участвующим в формировании и реализующим энергетическую политику страны, является Министерство энергетики Республики Беларусь (далее – Минэнерго).

Ребята в своих выступлениях подчеркнули, что сегодня энергетическая система Беларуси – стабильно работающий технологический комплекс, который обеспечивает надежное и бесперебойное снабжение энергией всех жителей Беларуси.

Особое место в обсуждении данного информационного блока отводилось вопросу обеспечения энергетической безопасности и повышения энергетической независимости путем использования местных видов топлива, в том числе возобновляемых источников энергии, а также реализации национальных ядерных программ.

В частности модераторы обратили внимание учащихся на то, что на сегодня Беларусь уже сформировала собственную ядерную инфраструктуру, БелАЭС работает на экономику страны и приносит ощутимый эффект. Атомная станция – это надежный, экономичный и экологичный источник энергии. Это не только гарант энергетической безопасности Беларуси в горизонте ближайших десятилетий, но и вклад страны в общее дело по смягчению последствий изменения климата. За счет ввода БелАЭС выбросы углекислого газа будут сокращаться примерно на 7 млн т в год.

В завершении обсуждения данного блока модераторы обратили внимание участников проекта на то, что сегодня по каждому направлению энергетики внедряются новейшие технологии, монтируется современное оборудование, повышается эффективность использования генерирующих мощностей, что в совокупности ставит Беларусь на одну ступень развития с ведущими экономиками мира.

Центральными вопросами для обсуждения тематического блока «Беларусь: энергетика настоящего и будущего» стали:

Какими энергоресурсами располагает наша страна?

Согласны ли вы с тем, что сегодня энергетическая система Беларуси – стабильно работающий технологический комплекс, который обеспечивает надежное и бесперебойное снабжение энергией?

Согласны ли вы с утверждением, что введение в эксплуатацию атомной электростанции – мощный импульс для высокотехнологичного инновационного развития экономики?

Блок: «Беларусь: энергетика настоящего и будущего»

В начале обсуждения второго информационного блока модераторами было отмечено, что энергия является не только необходимым помощником в нашей жизни, но и источником все возрастающих серьезных проблем. Энергопотребление влияет на окружающую среду. Эффективное использование энергии в промышленности и быту, ее экономия являются ключом к повышению жизненного уровня, сохранению окружающей среды, стимулом для развития экономики.

Экономить энергоресурсы – значит быть современным, образованным гражданином, думающим о процветании своей страны, благополучии и здоровье своей семьи.

Также в рамках рассмотрения данного блока внимание учащихся было обращено на то, что 11 ноября отмечают Международный день энергосбережения. Цель данного праздника – привлечение внимания общественности к рациональному использованию ресурсов и развитию возобновляемых источников энергии.

В заключении обсуждения модераторами было подчеркнуто, что энергосбережение играет важную роль в сохранении природных ресурсов, а также является экономически выгодным. Ведь если граждане будут беречь энергоресурсы, то государству на их закупку придется тратиться меньше. Недешевый природный газ, идет в основном на выработку электрической энергии. Ввод Белорусской АЭС позволяет заместить более 5 млрд кубометров газа ежегодно и сэкономить средства на его закупку. Кроме того, в республике планируется увеличить использование возобновляемых источников энергии. Например, за 10 лет мощность таких установок выросла в 9 раз.

Кроме того, сейчас в валовом потреблении топливно-энергетических ресурсов республики 16,7% приходится на долю местных видов топлива, что также способствует экономии.

Центральными вопросами для обсуждения информационного блока «Беларусь: энергетика настоящего и будущего» стали:

Согласны ли вы с фразой: «Эффективное использование энергии – ключ к успешному решению экологической проблемы»? Аргументируйте свой ответ.

Какие энергосберегающие мероприятия осуществляются в нашей стране? Какие еще меры по энергосбережению вы считаете необходимыми?

Как, на ваш взгляд, можно сделать свой дом энергоэффективным?

ШАГ 3 «Мы действуем»

По итогам февральской сессии «Школы активного гражданина» в 2022/2023 учебном году инициативными группами классных коллективов было принято решение организовать участие учащихся VIII-XI классов в создании информационного плаката (стенда) или видеоролика «100 идей энергосбережения», отражающего пути решения проблем энергосбережения в школе, а также принять активное участие в республиканском конкурсе фотографий и рисунков на экологическую тему «Созидая, не разрушай!».

свернуть

Школа активного гражданина «Гордость за Беларусь. Наука и инновации – настоящее и будущее нашей экономики» (26.01.2023 г.)

развернуть

Январская сессия республиканского проекта «Школа активного гражданина», для учащихся VIII-XI классов, была организована 26.01.2023 г., по теме «Гордость за Беларусь. Наука и инновации – настоящее и будущее нашей экономики» (достижения в научно-технической деятельности, инновационном и технологическом развитии).

ШАГ 1 «Мы узнаём»

В рамках работы проекта среди учащихся VIII-XI классов было организовано обсуждение следующих информационных блоков:

«Достижения белорусских ученых – важный драйвер экономического развития Республики Беларусь»;

«Молодежь Беларуси – возможности для самореализации»;

«Национальный детский технопарк – инвестиции в будущее».

Рассмотрение тем в рамках информационного поля январской сессии проекта «Школа активного гражданина» для учащихся VIII-XI классов прошло очно в каждом классном коллективе. В январе продолжили свою работу информационные группы созданные из числа учащихся, которые в ходе обсуждения подчеркивали различные факты и приводили ряд аргументов характеризующих успехи нашей страны в научно-технической деятельности, инновационном и технологическом развитии, в создании условий для профессиональной самореализации молодежи в сфере науки и образования.

Для обсуждения тем проекта в различные классные коллективы были приглашены члены администрации, педагоги-организаторы, председатели первичных организаций общественных объединений, специалисты службы СППС, представители школьного самоуправления, учителя истории и обществоведения, которые активно участвовали в дискуссии, расставляли приоритеты при обсуждении тематических блоков.

Для подготовки инициативных групп в классных коллективах (26.01.2023) активно использовались материалы разработанные Национальным институтом образования Республики Беларусь, а также материалы республиканских информационных агентств.

ШАГ 2 «Мы размышляем»

Блок: «Достижения белорусских ученых – важный драйвер экономического развития Республики Беларусь»

Обсуждение первого информационного блока было посвящено достижениям белорусских ученых, результаты профессиональной деятельности которых вносят огромный вклад не только в развитие научно-технического потенциала нашей страны, но и способствуют росту белорусской экономики, благосостоянию её граждан.

В начале обсуждения спикеры и приглашенные гости обратили внимание учащихся на то, что Беларусь на протяжении последних лет регулярно входит в число государств с высоким уровнем научно-технического развития. За годы независимости научный потенциал страны не только сохранен, но и существенно приумножен. Это подтверждается высокими позициями в международных рейтингах (рейтинг по развитию информационно-коммуникационных технологий, индексу человеческого развития, Good Country Index, Doing Business и др.).

Спикеры, отметили что белорусская наука – это система взаимодействующих организаций, которые проводят исследования и разработки по широкому спектру направлений получения и применения новейших знаний, отвечающих передовым рубежам мирового научно-технического прогресса. Ключевые научные сектора представлены академической, вузовской (университетской), отраслевой и корпоративной наукой, в частности Национальной академией наук Беларуси (НАН Беларуси), Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь (ГКНТ) и Высшей аттестационной комиссией Республики Беларусь (ВАК), о деятельности которых более подробно рассказали члены информационных групп классных коллективов.

В завершении обсуждения первого блока модераторы подчеркнули, что успехи Беларуси в сфере науки и инновации постоянно признаются международным сообществом. В Глобальном инновационном индексе по итогам 2021 года Беларусь заняла 62-е место среди 132 стран, улучшив свой рейтинг на 24 позиции по сравнению с 2018-м годом.

 Центральными вопросами для обсуждения информационного блока «Достижения белорусских ученых – важный драйвер экономического развития Республики Беларусь» стали:

  • Какие перспективные направления развития экономики Беларуси находятся в центре внимания белорусских ученых?
  • Какие условия созданы для поддержки молодых ученых?

Блок: «Молодежь Беларуси – возможности для самореализации»

В начале обсуждения второго информационного блока модераторы, инициативные группы учащихся обратили внимание одноклассников на то, что ключевым фактором перспективной модели развития страны являются кадры интеллектуальной экономики. Поэтому сейчас особое внимание в стране уделяется усилению кооперации образования, фундаментальной и прикладной науки – конструктивному взаимодействию, выполнению совместных проектов на межотраслевой основе.

Модераторы подчеркнули, что успешный старт человек начинается в школе. Именно школа помогает раскрыть талант ребенка, определить его способности. Один из эффективных инструментов продвижения одаренных детей – привлечение к участию в олимпиадах, конкурсах, научно-исследовательских проектах, творческих и спортивных соревнованиях.

Сейчас в школе созданы условия для полноценного развития учащихся, обеспечена возможность не только получать знания, но и совершенствовать свои интеллектуальные и творческие способности.

Одно из самых ярких составляющих национальной системы общего среднего образования – олимпиадное движение.

В ходе дальнейшего обсуждения участники проекта предметно остановились на особенностях проведения республиканских предметных олимпиад, деятельности специальных фондов по поддержке одаренных учащихся.

В завершении рассмотрения второго информационного блока спикеры подчеркнули, что государство открывает перед молодыми людьми все пути, делая на них ставку оно делает ставку на успешное будущее для Беларуси и наших сограждан.

Центральными вопросами для обсуждения тематического блока «Нам есть чем гордиться, нам есть что хранить» стали:

  • Как вы думаете, какое значение для развития науки имеет мысль, высказанная Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко: «Важно, чтобы цепочка “школа – вуз – академические институты” работала реально, конкретно и результативно»?
  • Какие условия созданы в Республики Беларусь для поддержки талантливой молодежи?

Блок: «Национальный детский технопарк – инвестиции в будущее»

Знакомство ребят с данным блоком началось с изучения процесса создания подобного комплекса в нашей стране, а точнее тем как в преддверии создания Национального детского технопарка изучался опыт Российской Федерации.

В ходе обсуждения ребята узнали, что одно из основных направлений Национального детского технопарка – проведение образовательных смен, которые ориентированы на бесплатное обучение учащихся IX-XI классов по выбранному направлению.

Также спикеры подчеркнули тот факт, что с 2021 г. участниками образовательных смен стали четверо учащихся нашего учреждения образования по направлениям «Робототехника», «Зеленая химия», с которыми ребятам удалось предметно пообщаться, задать им интересующие вопросы.

Модераторы отметили, что для участия в сменах учащимся необходимо пройти три этапа отбора. Первый – дистанционный (заочный) этап, когда размещается заявка на сайте учреждения, соответствующий проект либо достижения в виде дипломов, которые говорят о том, что учащийся является победителем республиканских и/или международных конкурсов. Второй этап – очный, который проводится на базе областных учреждений дополнительного образования. Этот этап предполагает проведение тестирования для оценки различных способностей, прежде всего, в плане их интеллектуального развития. И третий этап – собеседование, когда учащийся уже окончательно определяется с тем или иным направлением, по которому он будет заниматься в Национальном детском технопарке.

В завершении спикеры подчеркнули, что правилами приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования (Указ  резидента Республики Беларусь 27.01.2022 № 23, глава 4, ст. 23) предусматривается зачисление без вступительных испытаний лиц, освоивших содержание образовательной программы дополнительного образования одаренных детей и молодежи в период пребывания в учреждении образования «Национальный детский технопарк» (при наличии рекомендации наблюдательного совета Детского технопарка и по результатам собеседования, проводимого учреждениями высшего образования), при поступлении на специальности профилей «Техника и технологии» и «Естественные науки», перечень которых будет установлен Министерством образования.

Центральными вопросами для обсуждения тематического блока «Национальный детский технопарк – инвестиции в будущее» стали:

  • Какие возможности для приобретения дополнительных знаний и умений предоставляют учреждения образования в нашей стране (школа, гимназия, лицей, учреждения дополнительного образования и др.)?
  • Какие возможности для удовлетворения творческих, исследовательских интересов учащихся открывает детский технопарк?

ШАГ 3 «Мы действуем»

По итогам январской сессии «Школы активного гражданина» в 2022/2023 учебном году инициативными группами классных коллективов было принято решение организовать активное участие учащихся в выставке «Исследовательские работы учащихся школы».

 
свернуть

Школа Активного Гражданина «Гордость за Беларусь. Храним прошлое, ценим настоящее, строим будущее» (Итоги Года исторической памяти) (22.12.2022 г.)

развернуть

Декабрьская сессия республиканского проекта «Школа активного гражданина», для учащихся VIII-XI классов, была организована 22.12.2022 г., по теме «Гордость за Беларусь. Храним прошлое, ценим настоящее, строим будущее» (итоги Года исторической памяти)

ШАГ 1 «Мы узнаём»

В рамках работы проекта среди учащихся VIII-XI классов было организовано обсуждение следующих информационных блоков:

«Без срока давности (поисковая и исследовательская деятельность)»;

«Нам есть чем гордиться, нам есть что хранить»;

«Историческая память – связь времен и поколений».

Обсуждение информационного поля декабрьской сессии для учащихся VIII-XI классов прошло в очном формате, в разрезе каждого классного коллектива, в которых были созданы информационные группы для раскрытия обозначенных тем, а функции модератора выполнял классный руководитель. В качестве приглашенных гостей привлекались члены администрации, педагоги-организаторы, председатели первичных организаций общественных объединений, специалисты службы СППС, представители школьного самоуправления, учителя истории и обществоведения.

Задача которая стояла перед спикерами и приглашенными гостями заключалась в том чтобы подчеркнуть важность сохранения героического наследия и правды обо всех периодах жизни белорусского народа, а также помочь подрастающему поколению сохранить правильную историческую память.

Для подготовки инициативных групп в классных коллективах (22.12.2022) активно использовались материалы разработанные Национальным институтом образования Республики Беларусь, а также материалы республиканских информационных агентств.

ШАГ 2 «Мы размышляем»

Блок: «Без срока давности (поисковая и исследовательская деятельность)»

Обсуждение первого информационного блока было посвящено организации поисковой и исследовательской деятельности организованной в нашей стране и в частности в различных учреждениях образования с целью сохранения исторической правды о подвиге и трагедии белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.

Модераторы в каждом классном коллективе подчеркнули, что на сегодняшний день в учреждениях образования страны действует более 310 поисковых объединений (кружков туристско-краеведческого и военно-патриотического профиля, клубов, поисковых групп, созданных при музеях учреждений образования), в которых занимается более 4000 учащихся. Основными направлениями работы поисковых объединений являются изучение и исследование истории малой родины на основе местного краеведческого материала, поиск и увековечение имен погибших в годы Великой Отечественной войны, установление контактов с родственниками участников военных событий, благоустройство территорий мемориальных комплексов, обелисков, памятников, братских и индивидуальных могил.

Также в рамках обсуждения данного информационного блока особое внимание было уделено знакомству учащихся с работой сетевых платформ деятельность которых способствует установлению имен, судеб и мест захоронений воинов, погибших в разные военные периоды.  Среди которых можно выделить сайты «ОБД-мемориал», «Подвиг народа», где содержится исчерпывающая информация о защитниках Отечества в годы Великой Отечественной войны

Центральными вопросами для обсуждения информационного блока «Без срока давности (поисковая и исследовательская деятельность)» стали:

  • Согласны ли вы с тем, что «война не окончена, пока не захоронен последний солдат»?
  • В учреждениях образования страны действует более 310 поисковых объединений (кружков туристско-краеведческого и военно-патриотического профиля, клубов, поисковых групп, созданных при музеях учреждений образования). В чем заключается их деятельность? Какую работу они проводят?

Блок: «Нам есть чем гордиться, нам есть что хранить»

В начале обсуждения второго информационного блока модераторы и учащиеся из числа инициативных групп обратили внимание участников проекта на то, насколько важен процесс увековечения памяти о событиях Великой Отечественной войны, которая в свою очередь является основой культурно-исторической политики в стране.

 В рамках вступительного слова модераторы отметили, что долг каждого гражданина – чтить память предков, быть им благодарными за защиту и заботу о нас, потомках. Ведь для того, чтобы мы жили сегодня, они гибли в боях с жестоким врагом-захватчиком. Мы не должны забывать их бессмертный подвиг и величайшую жертву ради нашего светлого будущего.

В ходе знакомства с содержанием данного информационного блока ребятам была представлена государственная программа Увековечение памяти о погибших при защите Отечества» на 2021-2025 годы, которая была разработана с целью сохранения памяти о погибших при защите Отечества и о жертвах войн, а ее реализация способствует сохранению военно-исторического наследия белорусского народа, гражданско-патриотическому воспитанию, выполнению международных соглашений в военно-мемориальной сфере.

В завершении обсуждения второго информационного блока спикеры обратили внимание учащихся на то, что в каждом регионе Беларуси есть места, которые должен посетить каждый в Год исторической памяти. Вспомнить и преклонить колени. В Беларуси, где в кровавые годы погиб каждый третий, памятные места, связанные с периодом Великой Отечественной войны, поистине святые. Среди них можно выделить: Доты «Линии Молотова», Брестская крепость-герой, Урочище Хованщина, Хатынь, экспозиция «Музей еврейского сопротивления», Музей истории Великой Отечественной войны, Мемориальный комплекс «Шуневка», Тростенец, мемориальные комплексы «Прорыв», Буйничское поле, Борки, Красный Берег (мемориальный комплекс «Детям – жертвам ВОВ»)

Центральными вопросами для обсуждения тематического блока «Нам есть чем гордиться, нам есть что хранить» стали:

  • Какова, по вашему мнению, роль государства в увековечивании памяти выдающихся белорусов, памяти о Великой Отечественной войне?
  • Как и когда начала формироваться летопись народной памяти о событиях Великой Отечественной войны?
  • Какими событиями был наполнен этот год – Год исторической памяти?

Блок: «Историческая память – связь времен и поколений»

В чем особенность года исторической памяти? На этот вопрос в начале обсуждения заключительного информационного блока предложили ответить учащимся модераторы в каждом классном коллективе.

В ходе обсуждения вышеназванного вопроса спикеры подчеркнули, что сегодня молодое поколение не только плодотворно участвует в развитии государства, проявляет инициативу на региональном и республиканском уровнях, но и активно вовлечено в проекты, реализуемые молодежными общественными объединениями Беларуси. Среди данных проектов можно выделить белорусско-российский патриотический проект «Поезд Памяти», военно-патриотическую игру «Орленок», праздник «Молодежная столица Республики Беларусь – 2022», патриотическую всебелорусскую акцию «Мы – граждане Беларуси!» и гражданско-патриотический марафон «Вместе – за сильную и процветающую Беларусь!», информационно-образовательный проект «Школа Активного Гражданина» и республиканскую межконфессиональную акцию «Восстановление святынь. Нас объединяют история и вера», а также такие гражданско-патриотические мероприятия, как многоступенчатый патриотический проект «Цветы Великой Победы», социально-творческая акция «Послание ветерану», патриотическая акция «Их подвиг в памяти потомков сохраним», походы студентов и преподавателей по местам боевой и трудовой славы белорусского народа.

Необходимо подчеркнуть, что знакомство ребят с данными проектами способствовало пониманию той работы которая проводится в нашей стране для сохранения и популяризации у молодежи примеров героического прошлого народа, чувства гордости за свою страну, уважения к истории своей страны.

Центральными вопросами для обсуждения тематического блока «Историческая память – связь времен и поколений» стали:

  • Какой из графических символов Года исторической памяти выбрали бы для своего региона?
  • Если мы будем смотреть на нашу историю, лишь как на прошлое, мы никогда не построим будущего. Прочный фундамент заложили наши предки. А историю будущего писать вам. Какой она будет, ваша история, зависит от вас. Как вы думаете, какие качества должны быть присущи создателям будущеей белорусской истории?
  • В Беларуси проходили и проходят молодежные республиканские акции «Беларусь помнит», «Их подвиг в памяти потомков сохраним», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Цифровая звезда», «Горжусь подвигом ветерана-земляка», «Листая страницы семейного альбома» и многие другие. Как вы думаете, насколько важны такие акции для вас, молодого поколения нашей страны?
  • Расскажите, какая работа проводится по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества и по сохранению памяти о жертвах войны в ваших регионах.

ШАГ 3 «Мы действуем»

По итогам декабрьской сессии «Школы активного гражданина» в 2022/2023 учебном году инициативными группами классных коллективов было принято решение организовать активное участие учащихся в акциях по благоустройству памятников воинской славы, надмогильных сооружений на воинских захоронениях.

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
свернуть

Школа Активного Гражданина «Гордость за Беларусь. Наша промышленность – надежный фундамент независимости» (24.11.2022 г.)

развернуть

24 ноября для учащихся VIII–XI классов  прошло мероприятие в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» по теме  «Гордость за Беларусь. Наша промышленность – надежный фундамент независимости» (развитие машиностроения, химической и нефтехимической промышленности, производство калийных удобрений).

Ноябрьская встреча в рамках реализации республиканского проекта «Школа активного гражданина», для учащихся VIII-XI классов, была организована 24.11.2022 г., по теме «Гордость за Беларусь. Наша промышленность – надежный фундамент независимости» (развитие машиностроения, химической и нефтехимической промышленности, производство калийных удобрений).

ШАГ 1 «Мы узнаём»

В рамках работы проекта среди учащихся VIII-XI классов было организовано обсуждение следующих информационных блоков:

1. «Машиностроение – опора и движущая сила экономики нашей страны».

2. «Беларусь – страна большой химии»;

3. «Горно-обогатительный комбинат ОАО «Беларуськалий» – национальное достояние Республики Беларусь».

Обсуждение тематических блоков для учащихся VIII-XI классов было организовано в каждом коллективе, в рамках работы диалоговых площадок, где функции модератора выполнял классный руководитель.

В качестве приглашенных гостей привлекались члены администрации, педагоги-организаторы, руководитель по военно-патриотическому воспитанию, председатели первичных организаций общественных объединений, специалисты службы СППС, представители школьного самоуправления, учителя истории, обществоведения, географии.

Задача, которая стояла перед модераторами и членами информационных групп заключалась в том, чтобы познакомить и напомнить учащимся о достижениях отечественной промышленности, а также сконцентрировать внимание на таких отраслях как машиностроение и нефтехимическая промышленность, которые по праву считаются фундаментом всего промышленного комплекса. Куда на сегодняшний день входят десятки успешных предприятий, продукция которых успешна и востребована не только региональном рынке, но и далеко за пределами нашей страны.

Для подготовки модераторов и инициативных групп в классных коллективах (24.11.2022), а также последующего закрепления актуализированного материала среди учащихся использовались следующие информационные материалы, с которыми предлагаем познакомиться и вам:

ШАГ 2 «Мы размышляем»

Блок: «Машиностроение – опора и движущая сила экономики нашей страны»

В начале обсуждения первого информационного блока модераторы напомнили учащимся, что в Беларуси сегодня функционируют сотни предприятий, которые производят автомобили и автокомпоненты, сельскохозяйственные машины и станки, сложные приборы, оптику, электротехническое оборудование, лифты, бытовую технику и электронику. Все они являются частью машиностроительной отрасли Республики Беларусь.

Ребята узнали, что в производственной линейке данных предприятий - десятки тысяч наименований различной продукции: от микросхем до самых больших в мире карьерных самосвалов, а также что белорусское машиностроение обеспечивает качественную работу таких отраслей экономики, как энергетика, строительство, транспорт, агропромышленный комплекс.

В заключении обсуждения ребята узнали какую большую роль играют заводы как в развитии страны в целом, так и в региональной экономике, в части обеспечения занятости населения, являясь во многих случаях градообразующими организациями, а также что предприятия машиностроительного комплекса ведут активную работу по завоеванию новых рынков сбыта, созданию инновационных продуктов, техническому перевооружению и модернизации производств, повышению качества и конкурентоспособности отечественной техники.

Центральными вопросами для обсуждения информационного блока «Машиностроение – опора и движущая сила экономики нашей страны» стали:

Качественную работу каких отраслей экономики обеспечивает белорусское машиностроение?

Какие машиностроительные предприятия работают в вашем регионе, какую продукцию они выпускают?

Как вы думаете, в чем главное преимущество продукции белорусского машиностроения?

Назовите, какая новая отрасль машиностроения активно развивается в Беларуси. Почему?

Какие экологичные виды транспорта производятся в Беларуси? Почему, на ваш взгляд, в стране взят курс на производство именного данного вида транспорта?

Блок: «Беларусь – страна большой химии»

В начале обсуждения данного информационного блока модератор и иные спикеры подчеркнули, что сегодня для Беларуси химическая промышленность – важнейший сектор экономики, благодаря которому успешно функционируют другие отрасли хозяйственного комплекса, обеспечивается экономическая безопасность, обороноспособность, а в итоге – устойчивое развитие страны и достойный уровень жизни населения.

Члены информационных групп с помощью подготовленной мультимедийной презентации познакомили одноклассников с крупнейшими нефтехимическими предприятиями Республики Беларусь, которые осуществляют производство кокса, продуктов нефтепереработки, химических продуктов, резиновых и пластмассовых изделий, объединяет концерн «Белнефтехим».

Внимание ребят было также акцентировано на том, что в состав концерна, данные предприятия формируют около 20% промышленной продукции Беларуси и производят более 500 видов нефтехимической и химической продукции, в частности нефть, нефтепродукты, минеральные удобрения, шины, химические волокна, которые соответствуют мировым стандартам качества и пользуется широким спросом: более 65% поставляется на внешние рынки, в числе потребителей без малого около 40 стран мира. И за последние годы объемы производства только возросли.

Центральными вопросами для обсуждения информационного блока «Беларусь – страна большой химии» стали:

В Минске 20-22 сентября 2022 года прошла выставка «Химия. Нефть и газ», также крупнейшие белорусские предприятия нефтехимической отрасли приняли участие в 25-й международной выставке химической промышленности и науки «Химия», которая прошла в Москве 31 октября -3 ноября 2022. Как вы считаете, что дают такие форумы?

Как вы считаете, почему ежегодно обновляется перечень специальностей по подготовке специалистов-химиков в учреждениях образования? Аргументируйте ответ.

Можно ли сказать, что импортозамещение является важным фактором обеспечения геополитической безопасности Республики Беларусь?

Какие виды инновационной продукции нефтехимической отрасли позволяют судить о Беларуси как высокотехнологичном государстве?

Как вы думаете, какова роль химической промышленности в сохранении окружающей среды?

Блок: «Горно-обогатительный комбинат ОАО «Беларуськалий» – национальное достояние Республики Беларусь»

Последний информационный блок ноябрьской сессии проекта «Школа активного гражданина» был посвящен знакомству с важнейшим для экономики страны предприятием и национальным достоянием – ОАО «Беларуськалий», одним из крупнейших производителей и экспортеров калийных удобрений в мире. По данным Международной ассоциации производителей удобрений, на его долю приходится пятая часть мирового объема выпуска калийных удобрений. Белорусский калий сегодня знают в странах Европы, Америки, Азии и Африки.

Учащиеся в беседе с модераторами узнали, что калийные соли – основное минеральное богатство нашей страны и важнейший экспортный товар. Они залегают в Припятском прогибе и связаны с нижней и верхней солевыми толщами верхнего девона. Основные месторождения калийной соли в нашей стране – Старобинское (запасы – 2,7 млрд тонн), Петриковское (1,28 млрд тонн) и Октябрьское (637,2 млн тонн). Общие промышленные запасы калийных солей составляют более 5 млрд тонн, и по этому показателю Беларусь занимает третье место в мире после Канады и России.

В заключении обсуждения данного вопроса модераторами в классных коллективах было подчеркнуто, что Беларуськалий — современное динамично развивающееся предприятие с многолетним опытом добычи руды и переработки калийных солей. За относительно небольшой промежуток времени компания прошла путь от первого шахтного копра до крупной горно-химической корпорации с собственными уникальными технологиями, инновационными продуктами и научно-производственным кластером. 

Центральными вопросами для обсуждения информационного блока «Горно-обогатительный комбинат ОАО «Беларуськалий» – национальное достояние Республики Беларусь» стали:

Что в Беларуси называют красным золотом химической промышленности? Как вы думаете почему?

Почему развитие производства калийных удобрений в Беларуси оказывает определяющее влияние на развитие всех остальных видов хозяйственной деятельности людей?

Как используют природные калийные соли в современной медицине?

Специалисты каких профессий востребованы в калийной промышленности? Где их готовят?

ШАГ 3 «Мы действуем»

По итогам ноябрьской сессии «Школы активного гражданина» в 2022/2023 учебном году инициативными группами классных коллективов было предложено принять активное участие в составлении ТОП-5 достижений в промышленности Гродненской области.

свернуть
поделиться в: