Школа активного гражданина «Гордость за Беларусь. Культура белорусского народа: традиции, наследие, современность» (материальное и духовное историко-культурное наследие, профессиональное и народное искусство, общественные творческие инициативы и др.)
27.04.2023Апрельская сессия республиканского проекта «Школа активного гражданина», для учащихся VIII-XI классов, была организована 27.04.2023 г., по теме «Гордость за Беларусь. Культура белорусского народа: традиции, наследие, современность» (материальное и духовное историко-культурное наследие, профессиональное и народное искусство, общественные творческие инициативы и др.).
ШАГ 1 «Мы узнаём»
В рамках работы проекта среди учащихся VIII-XI классов было организовано обсуждение следующих информационных блоков:
«Беларусь – страна многовековой и самобытной культуры»;
«Беларусь – страна талантливых людей».
Рассмотрение тематических блоков в рамках информационного поля апрельской сессии проекта «Школа активного гражданина» для учащихся VIII-XI классов прошло очно в каждом классном коллективе, в которых продолжили свою работу информационные группы, созданные из числа учащихся. Члены данных групп в ходе обсуждения активно подчеркивали глубину имеющегося материального и духовного историко-культурного наследия Беларуси, высокий уровень профессионального искусства и самобытность народного.
Для обсуждения информационных блоков в классные коллективы были приглашены члены администрации, педагоги-организаторы, председатели первичных организаций общественных объединений, представители школьного самоуправления, учителя истории и обществоведения, руководитель школьного музея «Христианские ценности и народные традиции в семье», руководитель районного ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию «Духовности живая нить!», которые активно участвовали в дискуссии, расставляли приоритеты при обсуждении тематических блоков, знакомили учащихся с культурным и духовным наследием белорусского народа.
Для подготовки инициативных групп в классных коллективах (27.04.2023) активно использовались материалы разработанные Национальным институтом образования Республики Беларусь, материалы республиканских информационных агентств, а также виртуальные музейные пространства которые раскрывают историю и современность белорусской культуры.
ШАГ 2 «Мы размышляем»
Блок: «Беларусь – страна многовековой и самобытной культуры»
Обсуждение первого информационного блока было посвящено историко-культурному наследию Беларуси, ведь именно оно является фактором развития нашего государства. За его сохранение несут ответственность как государство, так и граждане нашей страны.
В начале обсуждения спикеры и приглашенные гости обратили внимание учащихся на то, что историко-культурное наследие Беларуси представляет собой совокупность наиболее отличительных результатов и свидетельств исторического, культурного и духовного развития белорусского народа, воплощенных в историко-культурных ценностях, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, который ежегодно расширяется.
Спикеры, отметили что охрана историко-культурного наследия – обязательное условие устойчивого развития государства, укрепления его престижа в международном сообществе. Также, в ходе общения, модераторы подчеркнули, что материальные и духовные ценности общества являются объектами национальной безопасности Беларуси и приоритетными направлениями культурной политики нашей страны, поэтому государством уделяется огромное внимание сохранению и приумножению имеющегося историко-культурного наследия.
В завершении обсуждения первого блока модераторы обратили внимание учащихся на то, что наша многовековая культура это ключевой фактор национальной идентичности и белорусской государственности, именно она играет значительную роль в формировании гражданственности и патриотизма личности.
Центральными вопросами для обсуждения информационного блока «Беларусь – страна многовековой и самобытной культуры» стали:
- Как вы думаете, почему так важно сохранить духовные ценности и традиции, сформированные на основе исторического опыта многих поколений?
- Международный день музеев – ежегодный праздник, отмечаемый 18 мая. Как вы думаете, какую роль играют музеи в сохранении и развитии историко-культурного наследия белорусского народа?
Блок: «Беларусь – страна талантливых людей»
В начале обсуждения второго информационного блока модераторы, инициативные группы учащихся обратили внимание одноклассников на слова Президента Республики Беларуси А.Г. Лукашенко «Мы должны сделать все для того, чтобы сберечь и приумножить наше культурное наследие, воспитать на нем новое поколение. Беларусь, безусловно, страна талантливых людей. У нас созданы условия для раскрытия, реализации творческого потенциала». Эти слова подчеркивают насколько большое внимание в нашей республике уделяется развитию творческого потенциала наших граждан.
Модераторы отметили, что в Беларуси, за годы суверенитета, создано множество различных творческих площадок, организовано большое количество конкурсов и фестивалей, которые помогают приобщить белорусов разных поколений к народным традициям и имеющимся обрядам.
В ходе дальнейшего обсуждения участники проекта предметно остановились на республиканских и региональных праздниках «Купалле» в аг. Александрия, «Дожинки», а также многочисленных обрядах, которые прекрасно дополняют современную культурную жизнь Беларуси.
В завершении рассмотрения второго информационного блока спикеры подчеркнули, что богатая народная культура и искусство, в частности, непосредственно влияет на нас и на облик наших городов, окружающих нас предметов.
Центральными вопросами для обсуждения тематического блока «Беларусь – страна талантливых людей» стали:
- Какие традиции и обряды хранят и возрождают в нашем регионе? Принимаете ли вы в них участие?
- Как вы думаете, какова цель проводимых в Беларуси фестивалей (театральных, музыкальных и кинофестивалей)?
- Согласны ли вы с тем, что в нашей стране растет достойное поколение, способное сохранить и приумножить культурные ценности и традиции?
ШАГ 3 «Мы действуем»
По итогам апрельской сессии «Школы активного гражданина» в 2022/2023 учебном году инициативными группами классных коллективов было принято решение организовать активное участие в школьном конкурсе «Национальная культура глазами детей».