ШАГ «Гордость за Беларусь. Наука и инновации – настоящее и будущее нашей экономики» (26.01.2023 г.)
26.01.2023Январская сессия республиканского проекта «Школа активного гражданина», для учащихся VIII-XI классов, была организована 26.01.2023 г., по теме «Гордость за Беларусь. Наука и инновации – настоящее и будущее нашей экономики» (достижения в научно-технической деятельности, инновационном и технологическом развитии).
ШАГ 1 «Мы узнаём»
В рамках работы проекта среди учащихся VIII-XI классов было организовано обсуждение следующих информационных блоков:
«Достижения белорусских ученых – важный драйвер экономического развития Республики Беларусь»;
«Молодежь Беларуси – возможности для самореализации»;
«Национальный детский технопарк – инвестиции в будущее».
Рассмотрение тем в рамках информационного поля январской сессии проекта «Школа активного гражданина» для учащихся VIII-XI классов прошло очно в каждом классном коллективе. В январе продолжили свою работу информационные группы созданные из числа учащихся, которые в ходе обсуждения подчеркивали различные факты и приводили ряд аргументов характеризующих успехи нашей страны в научно-технической деятельности, инновационном и технологическом развитии, в создании условий для профессиональной самореализации молодежи в сфере науки и образования.
Для обсуждения тем проекта в различные классные коллективы были приглашены члены администрации, педагоги-организаторы, председатели первичных организаций общественных объединений, специалисты службы СППС, представители школьного самоуправления, учителя истории и обществоведения, которые активно участвовали в дискуссии, расставляли приоритеты при обсуждении тематических блоков.
Для подготовки инициативных групп в классных коллективах (26.01.2023) активно использовались материалы разработанные Национальным институтом образования Республики Беларусь, а также материалы республиканских информационных агентств.
ШАГ 2 «Мы размышляем»
Блок: «Достижения белорусских ученых – важный драйвер экономического развития Республики Беларусь»
Обсуждение первого информационного блока было посвящено достижениям белорусских ученых, результаты профессиональной деятельности которых вносят огромный вклад не только в развитие научно-технического потенциала нашей страны, но и способствуют росту белорусской экономики, благосостоянию её граждан.
В начале обсуждения спикеры и приглашенные гости обратили внимание учащихся на то, что Беларусь на протяжении последних лет регулярно входит в число государств с высоким уровнем научно-технического развития. За годы независимости научный потенциал страны не только сохранен, но и существенно приумножен. Это подтверждается высокими позициями в международных рейтингах (рейтинг по развитию информационно-коммуникационных технологий, индексу человеческого развития, Good Country Index, Doing Business и др.).
Спикеры, отметили что белорусская наука – это система взаимодействующих организаций, которые проводят исследования и разработки по широкому спектру направлений получения и применения новейших знаний, отвечающих передовым рубежам мирового научно-технического прогресса. Ключевые научные сектора представлены академической, вузовской (университетской), отраслевой и корпоративной наукой, в частности Национальной академией наук Беларуси (НАН Беларуси), Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь (ГКНТ) и Высшей аттестационной комиссией Республики Беларусь (ВАК), о деятельности которых более подробно рассказали члены информационных групп классных коллективов.
В завершении обсуждения первого блока модераторы подчеркнули, что успехи Беларуси в сфере науки и инновации постоянно признаются международным сообществом. В Глобальном инновационном индексе по итогам 2021 года Беларусь заняла 62-е место среди 132 стран, улучшив свой рейтинг на 24 позиции по сравнению с 2018-м годом.
Центральными вопросами для обсуждения информационного блока «Достижения белорусских ученых – важный драйвер экономического развития Республики Беларусь» стали:
- Какие перспективные направления развития экономики Беларуси находятся в центре внимания белорусских ученых?
- Какие условия созданы для поддержки молодых ученых?
Блок: «Молодежь Беларуси – возможности для самореализации»
В начале обсуждения второго информационного блока модераторы, инициативные группы учащихся обратили внимание одноклассников на то, что ключевым фактором перспективной модели развития страны являются кадры интеллектуальной экономики. Поэтому сейчас особое внимание в стране уделяется усилению кооперации образования, фундаментальной и прикладной науки – конструктивному взаимодействию, выполнению совместных проектов на межотраслевой основе.
Модераторы подчеркнули, что успешный старт человек начинается в школе. Именно школа помогает раскрыть талант ребенка, определить его способности. Один из эффективных инструментов продвижения одаренных детей – привлечение к участию в олимпиадах, конкурсах, научно-исследовательских проектах, творческих и спортивных соревнованиях.
Сейчас в школе созданы условия для полноценного развития учащихся, обеспечена возможность не только получать знания, но и совершенствовать свои интеллектуальные и творческие способности.
Одно из самых ярких составляющих национальной системы общего среднего образования – олимпиадное движение.
В ходе дальнейшего обсуждения участники проекта предметно остановились на особенностях проведения республиканских предметных олимпиад, деятельности специальных фондов по поддержке одаренных учащихся.
В завершении рассмотрения второго информационного блока спикеры подчеркнули, что государство открывает перед молодыми людьми все пути, делая на них ставку оно делает ставку на успешное будущее для Беларуси и наших сограждан.
Центральными вопросами для обсуждения тематического блока «Нам есть чем гордиться, нам есть что хранить» стали:
- Как вы думаете, какое значение для развития науки имеет мысль, высказанная Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко: «Важно, чтобы цепочка “школа – вуз – академические институты” работала реально, конкретно и результативно»?
- Какие условия созданы в Республики Беларусь для поддержки талантливой молодежи?
Блок: «Национальный детский технопарк – инвестиции в будущее»
Знакомство ребят с данным блоком началось с изучения процесса создания подобного комплекса в нашей стране, а точнее тем как в преддверии создания Национального детского технопарка изучался опыт Российской Федерации.
В ходе обсуждения ребята узнали, что одно из основных направлений Национального детского технопарка – проведение образовательных смен, которые ориентированы на бесплатное обучение учащихся IX-XI классов по выбранному направлению.
Также спикеры подчеркнули тот факт, что с 2021 г. участниками образовательных смен стали четверо учащихся нашего учреждения образования по направлениям «Робототехника», «Зеленая химия», с которыми ребятам удалось предметно пообщаться, задать им интересующие вопросы.
Модераторы отметили, что для участия в сменах учащимся необходимо пройти три этапа отбора. Первый – дистанционный (заочный) этап, когда размещается заявка на сайте учреждения, соответствующий проект либо достижения в виде дипломов, которые говорят о том, что учащийся является победителем республиканских и/или международных конкурсов. Второй этап – очный, который проводится на базе областных учреждений дополнительного образования. Этот этап предполагает проведение тестирования для оценки различных способностей, прежде всего, в плане их интеллектуального развития. И третий этап – собеседование, когда учащийся уже окончательно определяется с тем или иным направлением, по которому он будет заниматься в Национальном детском технопарке.
В завершении спикеры подчеркнули, что правилами приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования (Указ резидента Республики Беларусь 27.01.2022 № 23, глава 4, ст. 23) предусматривается зачисление без вступительных испытаний лиц, освоивших содержание образовательной программы дополнительного образования одаренных детей и молодежи в период пребывания в учреждении образования «Национальный детский технопарк» (при наличии рекомендации наблюдательного совета Детского технопарка и по результатам собеседования, проводимого учреждениями высшего образования), при поступлении на специальности профилей «Техника и технологии» и «Естественные науки», перечень которых будет установлен Министерством образования.
Центральными вопросами для обсуждения тематического блока «Национальный детский технопарк – инвестиции в будущее» стали:
- Какие возможности для приобретения дополнительных знаний и умений предоставляют учреждения образования в нашей стране (школа, гимназия, лицей, учреждения дополнительного образования и др.)?
- Какие возможности для удовлетворения творческих, исследовательских интересов учащихся открывает детский технопарк?
ШАГ 3 «Мы действуем»
По итогам январской сессии «Школы активного гражданина» в 2022/2023 учебном году инициативными группами классных коллективов было принято решение организовать активное участие учащихся в выставке «Исследовательские работы учащихся школы».