Школа Активного Гражданина «Гордость за Беларусь. Храним прошлое, ценим настоящее, строим будущее» (Итоги Года исторической памяти)
22.12.2022Декабрьская сессия республиканского проекта «Школа активного гражданина», для учащихся VIII-XI классов, была организована 22.12.2022 г., по теме «Гордость за Беларусь. Храним прошлое, ценим настоящее, строим будущее» (итоги Года исторической памяти)
ШАГ 1 «Мы узнаём»
В рамках работы проекта среди учащихся VIII-XI классов было организовано обсуждение следующих информационных блоков:
«Без срока давности (поисковая и исследовательская деятельность)»;
«Нам есть чем гордиться, нам есть что хранить»;
«Историческая память – связь времен и поколений».
Обсуждение информационного поля декабрьской сессии для учащихся VIII-XI классов прошло в очном формате, в разрезе каждого классного коллектива, в которых были созданы информационные группы для раскрытия обозначенных тем, а функции модератора выполнял классный руководитель. В качестве приглашенных гостей привлекались члены администрации, педагоги-организаторы, председатели первичных организаций общественных объединений, специалисты службы СППС, представители школьного самоуправления, учителя истории и обществоведения.
Задача которая стояла перед спикерами и приглашенными гостями заключалась в том чтобы подчеркнуть важность сохранения героического наследия и правды обо всех периодах жизни белорусского народа, а также помочь подрастающему поколению сохранить правильную историческую память.
Для подготовки инициативных групп в классных коллективах (22.12.2022) активно использовались материалы разработанные Национальным институтом образования Республики Беларусь, а также материалы республиканских информационных агентств.
ШАГ 2 «Мы размышляем»
Блок: «Без срока давности (поисковая и исследовательская деятельность)»
Обсуждение первого информационного блока было посвящено организации поисковой и исследовательской деятельности организованной в нашей стране и в частности в различных учреждениях образования с целью сохранения исторической правды о подвиге и трагедии белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.
Модераторы в каждом классном коллективе подчеркнули, что на сегодняшний день в учреждениях образования страны действует более 310 поисковых объединений (кружков туристско-краеведческого и военно-патриотического профиля, клубов, поисковых групп, созданных при музеях учреждений образования), в которых занимается более 4000 учащихся. Основными направлениями работы поисковых объединений являются изучение и исследование истории малой родины на основе местного краеведческого материала, поиск и увековечение имен погибших в годы Великой Отечественной войны, установление контактов с родственниками участников военных событий, благоустройство территорий мемориальных комплексов, обелисков, памятников, братских и индивидуальных могил.
Также в рамках обсуждения данного информационного блока особое внимание было уделено знакомству учащихся с работой сетевых платформ деятельность которых способствует установлению имен, судеб и мест захоронений воинов, погибших в разные военные периоды. Среди которых можно выделить сайты «ОБД-мемориал», «Подвиг народа», где содержится исчерпывающая информация о защитниках Отечества в годы Великой Отечественной войны
Центральными вопросами для обсуждения информационного блока «Без срока давности (поисковая и исследовательская деятельность)» стали:
- Согласны ли вы с тем, что «война не окончена, пока не захоронен последний солдат»?
- В учреждениях образования страны действует более 310 поисковых объединений (кружков туристско-краеведческого и военно-патриотического профиля, клубов, поисковых групп, созданных при музеях учреждений образования). В чем заключается их деятельность? Какую работу они проводят?
Блок: «Нам есть чем гордиться, нам есть что хранить»
В начале обсуждения второго информационного блока модераторы и учащиеся из числа инициативных групп обратили внимание участников проекта на то, насколько важен процесс увековечения памяти о событиях Великой Отечественной войны, которая в свою очередь является основой культурно-исторической политики в стране.
В рамках вступительного слова модераторы отметили, что долг каждого гражданина – чтить память предков, быть им благодарными за защиту и заботу о нас, потомках. Ведь для того, чтобы мы жили сегодня, они гибли в боях с жестоким врагом-захватчиком. Мы не должны забывать их бессмертный подвиг и величайшую жертву ради нашего светлого будущего.
В ходе знакомства с содержанием данного информационного блока ребятам была представлена государственная программа Увековечение памяти о погибших при защите Отечества» на 2021-2025 годы, которая была разработана с целью сохранения памяти о погибших при защите Отечества и о жертвах войн, а ее реализация способствует сохранению военно-исторического наследия белорусского народа, гражданско-патриотическому воспитанию, выполнению международных соглашений в военно-мемориальной сфере.
В завершении обсуждения второго информационного блока спикеры обратили внимание учащихся на то, что в каждом регионе Беларуси есть места, которые должен посетить каждый в Год исторической памяти. Вспомнить и преклонить колени. В Беларуси, где в кровавые годы погиб каждый третий, памятные места, связанные с периодом Великой Отечественной войны, поистине святые. Среди них можно выделить: Доты «Линии Молотова», Брестская крепость-герой, Урочище Хованщина, Хатынь, экспозиция «Музей еврейского сопротивления», Музей истории Великой Отечественной войны, Мемориальный комплекс «Шуневка», Тростенец, мемориальные комплексы «Прорыв», Буйничское поле, Борки, Красный Берег (мемориальный комплекс «Детям – жертвам ВОВ»)
Центральными вопросами для обсуждения тематического блока «Нам есть чем гордиться, нам есть что хранить» стали:
- Какова, по вашему мнению, роль государства в увековечивании памяти выдающихся белорусов, памяти о Великой Отечественной войне?
- Как и когда начала формироваться летопись народной памяти о событиях Великой Отечественной войны?
- Какими событиями был наполнен этот год – Год исторической памяти?
Блок: «Историческая память – связь времен и поколений»
В чем особенность года исторической памяти? На этот вопрос в начале обсуждения заключительного информационного блока предложили ответить учащимся модераторы в каждом классном коллективе.
В ходе обсуждения вышеназванного вопроса спикеры подчеркнули, что сегодня молодое поколение не только плодотворно участвует в развитии государства, проявляет инициативу на региональном и республиканском уровнях, но и активно вовлечено в проекты, реализуемые молодежными общественными объединениями Беларуси. Среди данных проектов можно выделить белорусско-российский патриотический проект «Поезд Памяти», военно-патриотическую игру «Орленок», праздник «Молодежная столица Республики Беларусь – 2022», патриотическую всебелорусскую акцию «Мы – граждане Беларуси!» и гражданско-патриотический марафон «Вместе – за сильную и процветающую Беларусь!», информационно-образовательный проект «Школа Активного Гражданина» и республиканскую межконфессиональную акцию «Восстановление святынь. Нас объединяют история и вера», а также такие гражданско-патриотические мероприятия, как многоступенчатый патриотический проект «Цветы Великой Победы», социально-творческая акция «Послание ветерану», патриотическая акция «Их подвиг в памяти потомков сохраним», походы студентов и преподавателей по местам боевой и трудовой славы белорусского народа.
Необходимо подчеркнуть, что знакомство ребят с данными проектами способствовало пониманию той работы которая проводится в нашей стране для сохранения и популяризации у молодежи примеров героического прошлого народа, чувства гордости за свою страну, уважения к истории своей страны.
Центральными вопросами для обсуждения тематического блока «Историческая память – связь времен и поколений» стали:
- Какой из графических символов Года исторической памяти выбрали бы для своего региона?
- Если мы будем смотреть на нашу историю, лишь как на прошлое, мы никогда не построим будущего. Прочный фундамент заложили наши предки. А историю будущего писать вам. Какой она будет, ваша история, зависит от вас. Как вы думаете, какие качества должны быть присущи создателям будущеей белорусской истории?
- В Беларуси проходили и проходят молодежные республиканские акции «Беларусь помнит», «Их подвиг в памяти потомков сохраним», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Цифровая звезда», «Горжусь подвигом ветерана-земляка», «Листая страницы семейного альбома» и многие другие. Как вы думаете, насколько важны такие акции для вас, молодого поколения нашей страны?
- Расскажите, какая работа проводится по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества и по сохранению памяти о жертвах войны в ваших регионах.
ШАГ 3 «Мы действуем»
По итогам декабрьской сессии «Школы активного гражданина» в 2022/2023 учебном году инициативными группами классных коллективов было принято решение организовать активное участие учащихся в акциях по благоустройству памятников воинской славы, надмогильных сооружений на воинских захоронениях.