Ресурсный центр «Внедрение системы оценки уровня готовности старшеклассников к осознанному профессиональному самоопределению»

ВИДЕОРОЛИК "РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ"

Профессиональная ориентация учащихся – одно из важных направлений образовательного процесса в учреждении, осуществляемое педагогом-психологом, педагогом социальным, классными руководителями, библиотекарем под руководством заместителя директора по ВР.

ПОЛОЖЕНИЕ о ресурсном центре системы образования Октябрьского района г. Гродно по теме «Внедрение системы оценки уровня готовности старшеклассников к осознанному профессиональному самоопределению на основе социологического мониторинга»

Информация для учащихся! Где можно получить консультацию?

Дни консультаций для учащихся ГУО «Средняя школа № 38 имени Кирилла Туровского г. Гродно»

 

Для учащихся (педагог-психолог Шадюль В.С.)

Четверг 12.00-13.00

Четверг 14.00 – 15.00

 

Дни консультаций для учащихся учреждений образования Октябрьского района г. Гродно

 

Для учащихся

Пятница 12.00 – 13.00

Пятница13.30 – 14.30

 

Цель и задачи ресурсного центра

развернуть

Цель ресурсного центра - оказание профориентационной поддержки участников процесса в выборе профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

Задачи ресурсного центра:

  • оказать профориентационную поддержку учащимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности;
  • получить диагностические данные о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для определения дальнейшей профессиональной деятельности обучения;
  • выработать гибкую систему взаимодействия старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.

Методическая работа:

  • методическое пополнение ресурсного центра через обновление стендов, наглядных пособий, папок, методических материалов, нормативной документации;
  • трансляция информационно-справочных (профессиограмм, профессиональной рекламы и агитации, учебных фильмов, средств массовой информации и проведение ярмарки профессий);
  • сотрудничество с учреждениями образования района; 
  • информирование родителей о работе ресурсного центра профориентации;
  • выставка и обзор новинок литературы и интернет-ресурсов по профориентации;
  • обновление рубрики на сайте школы «Ресурсный центр»;
  • работа ресурсного центра в шестой школьный день.

Основные направления работы ресурсного центра:

  1. Проведение экскурсионной деятельности
  2. Профессиональное консультирование
  3. Профессиональная диагностика
  4. Выставочное направление
свернуть

Нормативно-правовое обеспечение профориентационной работы в учреждении образования

развернуть

Кодекс Республики Беларусь об образовании от 14 января 2022 года № 154-З (статья 22)

Статья 22. Структура образовательного учреждения

  1. Образовательные учреждения могут иметь в своей структуре обособленные и (или) структурные подразделения.
    Отдельные и (или) структурные подразделения образовательных организаций создаются при наличии положительных санитарно-гигиенических заключений, выданных по результатам государственной санитарно-гигиенической экспертизы, проводимой органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, если наличие таких заключений установлено. предусмотренных законодательными актами в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
  2. К обособленным подразделениям образовательных учреждений относятся филиалы, представительства и иные обособленные подразделения.
  3. В состав структурных подразделений образовательных учреждений входят библиотеки, общежития, учебно-экспериментальные участки, учебно-экспериментальные фермы, учебно-экспериментальные лесхозы, учебно-производственные мастерские, лаборатории, факультеты, кафедры, филиалы кафедр, спортивные клубы, студенческие санатории-профилактории, центры. , управления, части, отделы, сектора, отделения, образовательные учреждения, пункты коррекционно-педагогической помощи, детские социальные приюты, другие структурные подразделения.
  4. Структурные подразделения могут создаваться как отдельные подразделения по решению руководителей образовательных учреждений.
  5. Образовательные учреждения формируют свою структуру в соответствии с законодательными актами и своими уставами.

Доступ к электронному ресурсу  https://vak.gov.by/codeRB

 

Положение о создании общего среднего образования (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011 г. № 283 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 42, № .8/25102))

Глава 2. Структура учреждения общего среднего образования
Учреждение общего среднего образования может иметь в своей структуре отдельные подразделения и структурные подразделения.
К обособленным подразделениям учреждения общего среднего образования относятся филиалы, представительства, иные обособленные подразделения, которые создаются и осуществляют свою деятельность в установленном законом порядке.
В состав структурных подразделений общеобразовательного учреждения входят библиотека, общежитие, филиал, коррекционно-педагогический центр помощи, учебно-консультационный центр, учебно-экспериментальный участок (ферма), ресурсный центр, производственный (учебно-педагогический центр). производство) мастерская, учебно-производственный комбинат трудового обучения и профориентации, центр допризывной подготовки, лагерь, другие структурные подразделения.
Структурное подразделение может быть создано как отдельное подразделение.
Структурные подразделения создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством, предусмотренным Положением, уставом учреждения общего среднего образования, положением о соответствующем структурном подразделении, утверждаемым руководителем учреждения общего среднего образования. .
22. Ресурсный центр - структурное подразделение общеобразовательного учреждения, в котором концентрируются материально-технические, педагогические и информационные ресурсы с целью их эффективного и рационального использования для инновационного развития общеобразовательных учреждений района (города).
23. Основные задачи ресурсного центра:
- создание медиатеки, формирование ее фонда современными учебными и другими изданиями и обеспечение доступа к ним через компьютерные сети, в том числе глобальную компьютерную сеть Интернет;
- участие в опытной проверке учебных изданий, экспертизе учебных пособий, необходимых для реализации образовательных программ общего среднего образования;
- организация и проведение конференций, семинаров, мастер-классов и других мероприятий для ППС;
- организация и проведение учебных занятий по отдельным темам учебных программ по предметам обучения, факультативным тренингам;
- организация и проведение консультаций ППС по вопросам проведения обучающих занятий по отдельным темам учебных программ по учебным предметам, факультативных обучающих занятий с использованием соответствующих ресурсов ресурсного центра.

Доступ к электронному ресурсу  http://www.pravo.by/pdf/2012-42/2012-42(017-062).pdf 

 

Положение о создании дошкольного образования (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 150 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 10, № 150). 8/24654))

 

Глава 4. Структура дошкольного образовательного учреждения

40. Дошкольное образовательное учреждение определяет структуру в соответствии со своими задачами и функциями.

Структура дошкольного образовательного учреждения формируется в соответствии с законодательством Республики Беларусь и уставом учреждения.

41. Дошкольное образовательное учреждение может иметь в своей структуре отдельные подразделения и структурные подразделения.

Обособленное подразделение дошкольного образовательного учреждения осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, уставом дошкольного образовательного учреждения.

Структурные подразделения дошкольного учреждения включают в себя:

пункт коррекционно-педагогической помощи;

ресурсные центры в различных сферах деятельности (физкультурно-оздоровительные, эстетические, компьютерные и другие);

другие структурные подразделения.

 Доступ к электронному ресурсу  http://www.pravo.by/pdf/2012-10/2012-10(098-116).pdf 

 

Положение о специальной общеобразовательной школе (специальной общеобразовательной школе-интернате) (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 132 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 30 января 2011 г.)  2012, № 12, 8/24653))

ГЛАВА 2 СТРУКТУРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

14. Специальная школа в своей структуре может иметь отдельные подразделения и структурные подразделения.

15. К обособленным подразделениям специальной школы относятся филиал, представительство, иное обособленное подразделение, которые создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

16. В состав структурных подразделений специальной школы входят библиотека, отделение, учебно-экспериментальный участок (ферма), ресурсный центр, производственный (учебно-производственный) цех и другие структурные подразделения.

Учебно-опытные площадки (фермы), производственные (учебно-производственные) мастерские создаются в целях организации обучения на рабочем месте, а также реализации образовательной программы обучения рабочих (служащих). Учебные (учебно-производственные) мастерские специальной школы обеспечены оборудованием и инструментом со специальными приспособлениями, предотвращающими травматизацию и позволяющими учащимся преодолевать сенсорные и двигательные нарушения.

17. Структурные подразделения создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, Положением, уставом специальной школы, положением о соответствующем структурном подразделении, которое утверждается руководителем специальной школы. . Структурное подразделение может быть создано как отдельное подразделение. Специальная общеобразовательная школа может иметь в своей структуре школу-интернат.

Карточка правового акта 

Доступ к электронному ресурсу

 

Положение  о создании дополнительного образования детей и молодежи (утв. Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 149 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 18 октября 2011 г.) , № 116, 8/24261))

8. Учреждение дополнительного образования детей и молодежи может иметь в своей структуре отдельные подразделения и структурные подразделения.

9. Учреждение дополнительного образования детей и юношества может иметь в своей структуре следующие структурные подразделения: отделы, отделы, сектора, лаборатории, учебно-экспериментальные участки и иные структурные подразделения.

10. В целях социальной адаптации обучающихся и оптимизации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей и молодежи могут быть созданы социально-педагогическая и психологическая службы.

Карточка правового акта

Доступ к электронному ресурсу

 

Приказ Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 июля 2020 года № 69 « Об утверждении издания 28 Единого квалификационного справочника должностей работников » (Национальный реестр правовых актов Республики) Беларуси от 27.02.2021 8/36368 )

 

МЕНЕДЖЕР РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА

Официальные обязанности. Руководит деятельностью ресурсного центра образовательного учреждения в целях реализации образовательных программ и образовательных программ. Обеспечивает широкий доступ к информационным ресурсам всем категориям пользователей образовательных учреждений и ряда образовательных учреждений. Руководит процессом оснащения ресурсного центра современным оборудованием, нормативными правовыми актами и техническими нормативными правовыми актами, электронными и печатными ресурсами, обеспечением сырьем, материалами, другими средствами обучения в соответствии с направлением образовательной деятельности, контролирует их техническое состояние. . Создает условия для рационального использования оборудования ресурсного центра. Организует заключение договоров с образовательными учреждениями, направляющими студентов на обучение в ресурсный центр. Организует ученические места для студентов, рабочие места для мастеров производственного обучения и других педагогических работников в соответствии с нормативными правовыми актами и техническими нормативными правовыми актами. Организует разработку и утверждение инструктивно-технологических карт, разработку учебных программ для обучения в ресурсном центре, графиков загрузки ресурсного центра и графиков обучения. Обеспечивает и контролирует соблюдение обучающимися и ППС правил внутреннего распорядка, требований охраны труда, правил пожарной безопасности, организует работу по созданию необходимых для них социально-экономических условий, обеспечивает ведение учебной документации, организует учет успеваемости обучающихся. успеваемость, контролирует посещаемость учебных занятий. Обеспечивает работу по организации и осуществлению производственного обучения студентов, прохождению стажировок ППС образовательных учреждений, осуществлению производственной деятельности, выполнению работ по домашнему хозяйству. Он изучает и обобщает передовой опыт организации образовательного процесса, вносит предложения по его совершенствованию, внедрению новых педагогических технологий, передовых приемов и методов работы. Содействует апробации и внедрению научно-методического оборудования, тренажеров, оборудования и других средств обучения в учебный процесс. Прогнозируются перспективы работы, направленной на повышение профессионального мастерства педагогических работников. Взаимодействует с учебно-методическими объединениями в сфере образования. Ведет необходимую отчетную документацию.

Должен знать: Кодекс Республики Беларусь об образовании, нормативные правовые акты, технические нормативные правовые акты и локальные правовые акты об образовании, правах детей; учебные планы и образовательные программы, инструкции и методы производственного обучения, учебный предмет (учебная дисциплина); технология и организация производственных процессов; машины и оборудование, правила их эксплуатации, текущего обслуживания; основы экономики, педагогики, возрастной психологии и физиологии; основное законодательство о труде; требования охраны труда; правила пожарной безопасности.

Квалификационные требования. Высшее образование, соответствующее педагогической деятельности, либо высшее образование и переподготовка по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование», опыт работы на должностях педагогических работников не менее 2 лет.

Карточка правового акта

Доступ к электронному ресурсу

свернуть

Анонсы мероприятий по ресурсному центру

развернуть

Встреча 8-9 классов с представителями ПУ "Гродногаз"

Встреча с представителями Совета молодых ученых при Министерстве образования Республики Беларусь

Обучающий семинар по архивно-исследовательской работе "Найдём неизвестного солдата"

Встреча с представителями Гродненского государственного аграрного университета

Встреча учащихся 10-11 классов с Рожко Д.П. начальником отделения по противодействию киберпреступности УВД Октябрьского района г. Гродно

Профориентационная встреча учащихся 10-11 классов с сотрудником пограничной службы начальником пограничной заставы Власюком Е. А.

Профориентационная встреча с представителями учреждения образования «Гродненский государственный колледж искусств»

Встреча учащихся 9-11 классов с представителем УО "Гродненского колледжа экономики и управления" БЕЛКООПСОЮЗА

Встреча учащихся 5-7 классов со священником прихода Храма Всех Белорусских Святых

Профориентационная встреча с представителями физико-техничекого факультета ГрГУ им. Я.Купалы

Профориентационная встреча с представителем "Военно-медицинского института" для будущих абитуриентов

свернуть

Профориентационная работа в школе

развернуть

Профессиональная ориентация — это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения. Т. о. можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.

Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.

Экономический аспект — это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:

1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Содержание профориентации в условиях непрерывного образования.

Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности учащихся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде).

С этой целью ежегодно составляются школьные и городские планы работы по профориентации. Это направление прослеживается в плане каждого классного руководителя – раздел профориентация. Ответственными за профориентационную работу в школах являются заместители директоров по воспитательной работе. Помощь классным руководителям в организации этого блока работы также оказывают социальные педагоги, психологи, преподаватели-организаторы ОБЖ, учителя “Технологии”. Тесные контакты школ с МУК, предприятиями, учебными заведениями профтехобразования, средними и высшими учебными заведениями, внешкольными учреждениями, территориальными центрами профориентации.

Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности учащихся 7-9 классов, которую проводят психологи. На основании этих данных дальнейшую работу с родителями и учащимися проводят классные руководители.

Структура деятельности педколлектива по проведению профориентационной работы в школе

Координатор деятельности: заместитель директора по воспитательной работе

заместитель директора по воспитательной работе, в функции которого входят:

  • выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;
  • поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;
  • планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;
  • осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика определение индивидуальной образовательной траектории;
  • проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;
  • организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;
  • организация системы повышения квалификации классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся;
  • осуществление контролирующих функций работы классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся;

Выполняющие рекомендации координатора:

Классный руководитель: опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:

  • составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
  • организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
  • ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся;
  • помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
  • организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
  • организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
  • оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
  • проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
  • организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.

Учителя-предметники:

  • способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
  • обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
  • проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
  • адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.

Библиотекарь:

  • регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
  • изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
  • обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
  • регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отрослям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д)

Социальный педагог:

  • способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;
  • оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
  • осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

Школьный психолог:

  • изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся
  • осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
  • проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;
  • проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
  • осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
  • приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;
  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;
  • создает базу данных по профдиагностике.

Направления и формы работы.

Организационно-методическая деятельность

  • Работа координаторов по профориентационной работе с уч-ся.
  • Методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.

Работа с учащимися

  • Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;
  • Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
  • Анкетирование
  • Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия)
  • Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.

Работа с родителями

  • проведение родительских собраний;
  • лектории для родителей.
  • индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
  • анкетирование родителей учащихся;
  • привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;
  • привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, ученических театров, общественных ученических организаций;
  • помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
  • избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
  • создание попечительского совета, включающего работников общеобразовательного учебного заведения, родителей учащихся, частных предпринимателей, оказывающих спонсорскую помощь школе, представителей шефских организаций и т.д.

Как оценивать эффективность профориентации школьников

К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится;

  • достаточная информация о профессии и путях ее получения.Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
  • Следующий результативный критерий — потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии — это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
  • Результативным критерием является и уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся VIII—XI классов отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
  • В качестве результативного критерия можно выделить также степень самопознания школьника.От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.
  • Последний результативный критерий — наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.

Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Критерий этот, однако, не самостоятелен, а обусловлен реализацией основных направлений профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества. Сформированность последних — дополнительный критерий обоснованности выбора профессии.

В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:

  • индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);
  • направленность профориентационных воздействий прежде всего на всестороннее развитие личности(предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).

Критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, согласованные с выбором профиля обучения

Критерии Показатели
9 класс 10-11 классы
Когнитивный

 

(К)

1. Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств.
2. Владение способами самодиагностики и саморазвития.
3. Знание многообразия мира труда и профессий; необходимости профессионально

 

го выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями.

3. Знание предметной стороны профессиональной деятельности; общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК).
4. Понимание специфики профильного обучения, его значения для профессионального самоопределения. 4. Знание своих интересов, склонностей, способностей.
Мотивационно- ценностный

 

(М-Ц)

1. Заинтересованность в получении знаний.

 

2. Положительное отношение к продолжению обучения в соответствии с избираемым профилем.

3. Осознанная мотивация на профильное обучение как условие для достижения поставленной цели выбора желаемой профессиональной деятельности.

4. Осознание необходимости выбора профиля обучения на основе соотнесения своих профессиональных намерений с личностными склонностями и возможностями.

5. Адекватное отношение к себе как субъекту выбора профиля обучения, самостоятельность и активность при осуществлении выбора.

1. Устойчивые познавательные интересы.

 

2. Отношение к избираемой профессиональной деятельности (понимание общественной и личной значимости избираемой профессиональной деятельности, присутствие интереса к избираемой профессии в системе ценностных ориентаций).

3. Адекватная самооценка ПВК.

Деятельностно-практический (Д-П) 1. Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей.
2. Проявление своего творческого потенциала, коммуникативности и самостоятельности в достижении наивысших результатов по интересующим, профессионально значимым учебным дисциплинам. 2. Готовность к исследовательской, преобразовательной и коммуникативной деятельности в избранной сфере.

 

3. Ориентация на творчество.

4. Стремление к совершенствованию ПВК.

свернуть

Профессиограммы

развернуть

Профессиограмма (от лат. Professio — специальность + Gramma — запись) — система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику. 

Представляет собой описание системы признаков, характеризующих ту или иную профессию и включающее в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику. Профессиограмма может включать в себя, например, перечень гигиенических или психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп.

Она необходима для поиска подходящей профессии по личным качествам человека, давая ему возможность заниматься таким делом, которое ему нравится.

Хорошая профессиограмма отвечает на следующие вопросы:

  • В чем суть данной профессии?
  • Чем конкретно занимается сотрудник?
  • В каких условиях происходит труд?
  • Какие требования предъявляются к уровню подготовки работников?
  • Какие способности нужны для успешного овладения профессией?
  • Легко ли трудоустроиться обладателям данной профессии?
  • На какие заработки можно рассчитывать?
  • Каковы возможности для карьерного роста?

Архив профессиограмм

свернуть

ЦЕЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА

развернуть

Что такое обучение по договору о целевой подготовке специалиста или целевое обучение?

  • Это Ваша гарантия, что организация, заключившая с Вами договор о целевой подготовке специалиста будет ждать Вас на работу весь срок вашего обучения.
  • Это Ваша гарантия, что после обучения Вы останетесь работать в организации, с которой Вы заключили договор о целевой подготовке специалиста.
  • Это Ваша гарантия, что Вы не останетесь без работы в течение всего времени (отработки) указанного у Вас в договоре.

 

На основании подпункта 1.39 пункта 1 статьи 1 Кодекса Республики Беларусь об образовании, в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 № 821 «О некоторых вопросах распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, возмещения затраченных государством средств на их подготовку и целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих» с 01.03.2022 подготовка специалистов на условиях целевой подготовки осуществляется за счет республиканского и (или) местных бюджетов в дневной форме получения образования без ограничения численности населения населенных пунктов, на территории которых расположены организации образования.

 

КОДЕКС  ОБ ОБРАЗОВАНИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

(Подпункт 1.39 пункта 1 статьи 1)

Целевая подготовка специалистов, рабочих, служащих – подготовка специалистов с высшим образованием, средним специальным образованием, рабочих со средним специальным образованием за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов  в дневной форме получения образования в целях удовлетворения кадровых потребностей организаций Республики Беларусь за счет персонального привлечения лиц из числа граждан Республики Беларусь, проживающих в Республике Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, являющихся выпускниками учреждений образования Республики Беларусь, осуществляемая в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста с высшим образованием, специалиста (рабочего) со средним специальным образованием, рабочего (служащего) с профессионально-техническим образованием.

Примечание. Кодекс об образовании Республики Беларусь вступает в силу с 01.09.2022.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

22 июня 2011 г. № 821

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ, ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ, НАПРАВЛЕНИЯ НА РАБОТУ, ПОСЛЕДУЮЩЕГО НАПРАВЛЕНИЯ НА РАБОТУ ВЫПУСКНИКОВ, ВОЗМЕЩЕНИЯ ЗАТРАЧЕННЫХ ГОСУДАРСТВОМ СРЕДСТВ НА ИХ ПОДГОТОВКУ И ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ, РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

- Прием граждан в учреждения образования для получения образования на условиях целевой подготовки осуществляется в соответствии с правилами приема лиц для получения высшего образования I ступени, среднего специального образования, утверждаемыми Президентом Республики Беларусь, правилами приема лиц для получения профессионально-технического образования, утверждаемыми Правительством Республики Беларусь.

Основанием для участия в конкурсе на место для получения образования на условиях целевой подготовки является договор о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего), составленный по форме согласно приложению 1 в трех экземплярах и подписанный гражданином и заказчиком.

- Зачисление граждан, успешно прошедших конкурс на место для получения образования на условиях целевой подготовки, оформляется приказом по учреждению образования на основании решения приемной комиссии в сроки, установленные правилами приема в данное учреждение образования. Одновременно руководителем учреждения образования подписывается договор, представленный гражданином в приемную комиссию учреждения образования.

При равном количестве набранных на вступительных испытаниях баллов учитывается мнение заказчика.

В случае появления вакантных мест для получения образования на условиях целевой подготовки по согласованному решению приемной комиссии учреждения образования и заказчика договоры могут заключаться с гражданами, успешно сдавшими вступительные испытания по таким же предметам в данном или другом учреждении образования, либо эти места передаются на общий конкурс.

- Договор считается заключенным с момента подписания его всеми сторонами и действует до окончания срока обязательной работы молодого специалиста, молодого рабочего (служащего).

По вопросам целевой подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием по педагогическим специальностям  обращаться к заместителю директора по учебной работе Маркевич Кристине Ивановне.

свернуть

Наиболее востребованные профессии

развернуть

В Минске (как и в 2023 году) продолжают удерживать первое место по количеству опубликованных вакансий и резюме менеджеры по продажам или по работе с клиентами. За ними в тройку по востребованности у нанимателей вошли бухгалтеры, а также продавцы консультанты и кассиры. В столице чаще других искали работу менеджеры по продажам или по работе с клиентами, программисты и разработчики, администраторы. 

В Минской области на первое место по числу размещенных вакансий продвинулись продавцы-консультанты и кассиры. Менеджеры по продажам или по работе с клиентами переместились на третье место (в сравнении с Минском), а вот вторая позиция досталась водителям.

В Бресте и Брестской области активнее других специалистов искали новую работу менеджеры по продажам или по работе с клиентами, водители и продавцы.

В Витебске и Витебской области в первую очередь интересом у работодателей снова пользовались продавцы-консультанты и кассиры, водители, менеджеры по продажам или по работе с клиентами.

В Гомеле и Гомельской области. В лидерах – продавцы, менеджеры по продажам или по работе с клиентами, водители.

В Могилеве и Могилевской области - продавцы, водители и менеджеры вошли в тройку по наибольшему количеству опубликованных вакансий. Также в списке популярности у нанимателей расположились бухгалтеры, а также повара, пекари, кондитеры.

Гродно и Гродненская область - продавец консультант или кассир, бухгалтер, грузчик, специалист по уборке, официант, бармен, автослесарь или автомеханик.

ТОП 10 самых востребованных профессий на 2023-2024 год

1. IT-специалист

Информационные технологии — это очень объемная сфера деятельности. IT-специалисты разрабатывают программное обеспечение, создают сайты, сервисы, приложения, работают в области информационной безопасности. Это очень перспективная сфера деятельности, пожалуй самая востребованная из всех профессий. На специалистов в этой области есть постоянный спрос и с учетом развития технологий становится еще больше. Специалисты получают хорошие зарплаты. Дополнительным бонусом является возможность удаленной работы.

Профессии в этой сфере подойдут людям, обладающим аналитическим складом ума, которые хорошо разбираются в математике. Также важно знание английского.

Основные направления профессии

  • Программист. Написание программ, создание сайтов и приложений.
  • Тестировщик. Тестирование программных продуктов, поиск ошибок, анализ юзабилити, предоставление итоговых данных разработчикам.
  • Системный администратор. Управляет компьютерными сетями, серверами и другим оборудованием передачи, хранения и обработки данных. Он обеспечивает работу информационной инфраструктуры предприятия: настраивает, поддерживает и развивает.
  • Project manager (PM). Отвечает за реализацию бизнес-идей, управляет всеми этапами создания проекта, контролирует сроки выполнения, выступает как посредник между заказчиком и командой.
  • Специалист кибербезопасности. Обеспечивает защиту информации и данных от несанкционированного доступа.
  • Разработчик игр и виртуальной реальности. Создает компьютерные игры и приложения для виртуальной и дополненной реальности. 

Где получить образование 

  • БГУИР
  • БГЭУ
  • БГТУ
  • БГУ
  • БНТУ
  • АУПРБ
  • БрГТУ
  • БрГУ
  • ПГУ
  • ВГУ
  • ГомГУ
  • ГрГУ
  • БРУ

Что сдавать

  • белорусский/русский язык
  • физика
  • математика

2. Медицинский специалист

Медицинские специалисты были востребованы всегда и будут нужны в будущем. Врачи занимаются профилактикой и лечением болезней. Они исследуют пациентов, ставят им диагнозы, назначают лечение. Врачам приходится принимать важные решения, от которых напрямую зависит здоровье пациента. Это очень ответственная профессия.

Основные направления профессии

  • Терапевт. Врач общей практики. Ставит диагноз, и, при необходимости, направляет пациента к более узкому специалисту.
  • Педиатр.  Врач широкой специализации, работающий с детьми.
  • Гинеколог. Диагностирует и лечит женскую репродуктивную систему.
  • Стоматолог. Специализируется на лечении болезней и повреждений зубов, и других органов ротовой полости.
  • Онколог. Занимается профилактикой и лечением рака.
  • Фармацевт.  Прекрасно разбирается в лекарственных препаратах, может изготовить нужную лекарственную форму, участвует в разработке новых препаратов, работает с документацией на препараты.

Это лишь часть направлений профессии. Их намного больше.

Где получить образование

  • ВГМУ
  • ГГМУ
  • ГрГМУ
  • БГМУ

Что сдавать

  • белорусский/русский язык (тесты)
  • химия
  • биология

3. Менеджер

Профессия менеджер - это довольно широкое понятие, которое может включать целый ряд должностей: от специалиста по работе с клиентами, до генерального директора. От него напрямую зависит эффективность работы компании или предприятия. 

Основные направления профессии

  • Проекта. Руководитель нижнего звена. Управляет исполнителями, распределяет работу, оценивает деятельность, отчитывается перед руководством за выполнение плана.
  • Среднего звена.  Имеет в подчинении других руководителей более низкого звена. 
  • Высшего звена. Руководитель высшего звена. Отвечает за деятельность всей компании. Подчиняется непосредственно владельцам компании, совету директоров, акционерам.
  • По персоналу. Отвечает за подбор персонала, обучение сотрудников, следит за соблюдением трудового законодательства.
  • По закупкам. Работает с поставщиками, занимается закупкой товаров, материалов, комплектующих.
  • Персональный. Сотрудник, которого закрепляют за ключевыми, самыми важными клиентами. 
  • По продажам. Занимается продажей товаров и услуг, поиском новых клиентов.
  • По рекламе. Отвечает за продвижения на рынке сбыта товаров и услуг компании. 

Все направления довольно престижные и хорошо оплачиваются.

Где учиться для получения образования

  • БарГУ
  • БГАТУ
  • БелГУТ
  • БГУФК
  • БНТУ
  • ГрГУ Янки Купалы
  • БГУКИ
  • ИСЗ А. М. Широкова
  • БГУ
  • Академия управления при Президенте Республики Беларусь
  • БГПУ М. Танка
  • Минский филиал РЭУ Г.В. Плеханова
  • МГЭИ А. Д. Сахарова БГУ

Что сдавать

  • белорусский/русский язык (тесты)
  • математика
  • иностранный язык

4. Маркетолог

Маркетологи занимаются продвижением товаров, услуг и целых брендов, разрабатывают рекламные кампании, посредством которых стремятся повысить покупательский спрос и прибыль компаний. Маркетологи проводят анализ целевой аудитории и подбирает оптимальные способы воздействия на потребителей. 

Маркетинг - это неотъемлемая часть бизнеса, поэтому будет всегда востребованным и хорошо оплачиваемым. 

Наиболее популярные направления профессии

  • Контент-маркетинг. Написание текстов для сайта компании, блогов, порталов, создание графических материалов.
  • Бренд-менеджер. Стремится сделать бренд узнаваемым и продаваемым. Занимается продвижением марки, контролирует анализ рынка перед запуском новой продукции.
  • Специалист по продукту. Курирует продукцию на всех этапах: от разработки и до продвижения. Как правило специализируется на определенном продукте.
  • Специалист по маркетинговым исследованиям. Занимается проведением исследования рынка, сбором данных.
  • Интернет-маркетинг. Продвижение бренда в интернете, разработка различных рекламных акций и предложений.
  • SMM-специалист. Занимается продвижением бренда и рекламой в различных соцсетях. Он пишет посты, снимает сторис, размещает акции и спецпредложения.
  • Таргетолог. Настраивает и размещает рекламные объявления в социальных сетях.

Где учиться специальности

  • БарГУ
  • БГСХА
  • БГТУ
  • БГУИР
  • БРУ
  • БИП
  • БрГТУ
  • БТЭУ
  • ГрГУ им. Янки Купалы
  • ГГТУ им. Сухого
  • ИПД
  • Международный университет МИТСО
  • БГЭУ
  • Бобруйский филиал БГЭУ
  • БГАС
  • МИУ
  • ПолесГУ
  • Институт бизнеса БГУ
  • ВГТУ

Что сдавать

  • белорусский/русский язык
  • математика
  • иностранный язык

5. Дизайнер

Профессия дизайнер - очень широкая и очень востребованная профессия. Специалист создает внешний вид любого предмета: от смартфона, до целого городского квартала. Все, что создается руками человека, требует визуального оформления. Поэтому профессия дизайнера нужна во всех сферах человеческой деятельности.

Направления работы по профессии

  • Графический дизайн. Создание рекламных материалов.
  • Имидж человека. Дизайн одежды, обуви, украшений и др.
  • Архитектор. Дизайн зданий, сооружений, объектов городской инфрастуктуры.
  • Ландшафтный. Оформление наружного пространства, территории.
  • Дизайн интерьера. Оформление помещений.
  • Промышленный. Дизайн различных предметов: ручки, мебель, автомобили.
  • Световой. Оформление мероприятий, световое оформление объектов.

Где учиться

  • БГАИ
  • БНТУ
  • БрГТУ
  • ВГУ имени П.М. Машерова
  • ГрГУ им. Янки Купалы
  • ИСЗ имени А. М. Широкова
  • БГУ
  • МИУ
  • ПГУ им. Евфросинии Полоцкой
  • ВГТУ

Что сдавать

  • русский/белорусский язык
  • история Беларуси
  • творчество (рисунок, композиция)

6. Педагог

Именно педагоги обучают школьников и студентов - будущих профессионалов в любой сфере. Работа учителя очень ответственна. Педагог должен обладать необходимыми знаниями и навыками для успешного обучения ребят нужным дисциплинам. В современном мире грамотный учитель должен владеть всеми современными веяниями в области обучения и своей специализации.

Хорошие педагоги нужна как в школах и ВУЗах, так и в частных организациях, которые занимаются проведением курсов, тренингов.

Сейчас в свете развития технологий многие занимаются самообразованием, но, несмотря на это, потребность в квалифицированных педагогах остается актуальной.

Где учиться

  • БарГУ
  • БрГУ А. С. Пушкина
  • ВГУ П.М. Машерова
  • ГрГУ Янки Купалы
  • БГПУ М. Танка
  • МГУ Кулешова
  • МГПУ Шамякина

Что сдавать

  • белорусский/русский
  • профильные предметы (в зависимости от специализации)

7. Финансовый аналитик

Финансовый аналитик - специалист, который помогает инвесторам и компаниям грамотно управлять финансами, оценивает риски и потенциальную выгоду, помогает выбрать перспективные направления инвестиций, анализирует финансовую отчетность и формирует прогнозы на краткосрочное и долгосрочное будущее, помогает бизнесу выйти из кризиса. 

Сейчас постоянно растет спрос на специалистов, владеющих знаниями в области управления финансами, финансового анализа.

Специальность подходит людям с аналитическим складом ума. 

Задачи, которые решает специалист в области финансов

  • Отслеживание тенденций на мировом рынке.
  • Составление бизнес-планов и финансовых планов.
  • Оценка уровня риска.
  • Анализ финансовой отчетности и показателей.
  • Изучение ценных бумаг, бухгалтерского баланса.
  • Оценка целесообразности вложений и инвестпроектов.
  • Оценка финансового состояния и кредитоспособности юридических и физических лиц.
  • Формирование прогнозов и рекомендаций на основе анализа различных данных.

Где учиться

  • БГСХА
  • БРУ
  • БрГТУ
  • БТЭУ
  • ГГУ Франциска Скорины
  • ГГАУ
  • ГрГУ Янки Купалы
  • ИПП
  • Международный университет МИТСО
  • БГУ
  • БГЭУ
  • МИУ
  • ПолесГУ
  • ПГУ Евфросинии Полоцкой
  • Частный институт управления и предпринимательства
  • ВГТУ

Что сдавать

  • белорусский/русский
  • математика
  • иностранный язык

8. Психолог

В современном мире все более востребованными становятся услуги психологов. Психолог помогает справиться со стрессом, дает советы и рекомендации как решить проблему. 

Психологи ведут частную практику и работают в штате крупных корпораций. Профессия очень перспективна, спрос на услуги ее представителей будет еще больше расти в будущем.

Основная задача психолога — помочь людям использовать свои психологические ресурсы наиболее эффективно как в личной жизни, так и в карьере.

Где учиться для получения образования

  • БарГУ
  • БГУФК
  • БИП
  • БрГУ А. С. Пушкина
  • ВГУ П.М. Машерова
  • ГГУ Франциска Скорины
  • ГрГУ Янки Купалы
  • БГУ
  • БГЭУ
  • БГПУ М. Танка
  • МИУ
  • МГУ Кулешова
  • ПГУ Евфросинии Полоцкой
  • Филиал РГСУ в г. Минске
  • ВА РБ
  • МГПУ Шамякина

Что сдавать

  • белорусский/русский
  • биология
  • история Беларуси

9. Инженер

Инженеры нужны во всех сферах производства. Представители профессии разрабатывают и создают устройства, конструируют, проектируют различное оборудование и сложные механизмы. Инженеры создают автомобили, ракеты, всю современную технику. Именно инженеры способствуют техническому прогрессу. Поэтому сейчас профессиональные инженеры очень актуальны и востребованы.

Направления работы по профессии

  • Технолог. Работает в химической и пищевой промышленности, металлургии, фармацевтике и др. 
  • Строитель (проектировщик). Проектирует конструкции зданий, следит за строительством объектов.
  • Связи и телекоммуникаций. Обеспечивает работу мобильной, телефонной и спутниковой связи.
  • Радиотехник. Разрабатывает все для радиотехнической промышленности.
  • Атомщик. Создаёт, рассчитывает, проводит эксперименты, внедряет ядерные технологии.
  • По ракетостроению. Разрабатывает, испытывает и участвует в производстве ракет и космической техники.
  • Энергетик. Разрабатывает системы энергетического обеспечения.
  • По бурению. Работает в нефтегазовой промышленности.

Где учиться

  • БГУИР
  • БНТУ
  • БГТУ
  • МИУ
  • ВГУ П. М. Машерова
  • ГГУ Франциска Скорины
  • БарГУ
  • БрГТУ
  • ВГТУ
  • ГГТУ П. О. Сухого
  • ПолесГУ
  • ПГУ
  • БГУ   
  • МГУП 
  • БрГУ А. С. Пушкина
  • ГрГУ Янки Купалы
  • ГГАУ
  • БИП 
  • БелГУТ

Что сдавать

  • белорусский/русский
  • математика
  • физика/химия

10. Переводчик

Переводчик – это специалист, который может перевести текст или речь с одного языка на другой. Для этого переводчик должен не только в совершенстве владеть иностранным языком, знать тонкости и нюансы, но и своим родным. 

Сам перевод бывает устным и письменным и в свою очередь делится на несколько специализаций. Каждая специализация требует определенных профессиональных качеств, но для всех требуется максимально полно и верно передать суть.

На рынки приходят иностранные компании, отечественные компании экспортируют за рубеж товары и услуги. Все это требует уверенного владения иностранным языком, а услуги переводчиков пользуются все большим и большим спросом.

Где учиться

  • ВГУ П.М. Машерова
  • ГГУ Франциска Скорины
  • ГрГУ Янки Купалы
  • ИПД
  • Международный университет МИТСО
  • Гомельский филиал Международный университет МИТСО
  • БГУ
  • МГЛУ
  • МГУ Кулешова
  • ПГУ Евфросинии Полоцкой

Что сдавать

  • белорусский/русский
  • история Беларуси
  • иностранный язык

 

 

свернуть

Профессия – Родину защищать!

развернуть

Выбрав профессию офицера, молодой человек овладеет престижной и востребованной специальностью, которая позволит с уверенностью смотреть в будущее.Согласно ст.57 Конституции Республики Беларусь, защита Республики Беларусь - обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь.

Осуществить мечту - стать военным!

   Уже несколько лет в школе фунукционируют военно-партиотические классы. Туда стремятся и поступают ребята, которые мечтают связать свою жизнь с профессией военного. Во время учёбы в родной школе эти учащиеся имеют уникальную возможность узнать побольше о профессии своей мечты, регулярно посещать военный факультет ГрГУ имени Янки Купалы, перенимать опыт у настоящих офицеров. Заканчивая школу, ребята уже многое знают о своей будущей профессии и могут смело сказать, что сделали осознанный профессиональный выбор. В этом году военно-патриотические классы осуществят свой четвёртый выпуск, и ещё более 20 юношей станут ближе к профессии своей мечты - смогут поступить в высшие военно-учебные заведения. Перед ними хороший пример: их старшие товарищи - выпускники предыдущих классов - уже сегодня с гордостью носят звание курсантов!

Военный комиссариат города Гродно и Гродненского района

Гродненское областное кадетское училище

Военный факультет ГрГУ 

свернуть

Интервью с молодыми специалистами

развернуть
 

 - Янушкевич Александр Францевич, выпускник 2016 года. Ещё во время учёбы в школе я полюбил естественные науки и информатику, разбираться в технике и компьютерах. Интерес сформировался в том числе и благодаря Масляк Светлане Владимировне - отличному учителю физики. Поэтому в 11 классе легко определил направление, в котором хочу развиваться дальше. Так я поступил на физико-технический факультет ГрГУ. И вот сегодня я вернулся в стены родной школы, но теперь уже не в роли учащегося,  а в качестве инженера-программиста.

 

    - Иванов Андрей Юрьевич, работаю учителем физической культуры и спорта в ГУО «Средняя школа №38 г.Гродно». Выбор этой профессии неслучаен. С 10 лет я занимался волейболом. Теплые воспоминания остались у меня о нашей дружной и веселой команде, о тренере Анатолии Константиновиче, о тренировках, соревнованиях и поездках. Занятия спортом оставались важной частью моей жизни и тогда, когда я стал учится в средней школе № 38 г.Гродно. В школьные годы уроки физической культуры на большом, прекрасно оборудованном стадионе  были самыми любимыми. Я всегда принимал участие в различных спортивных соревнованиях и спартакиадах, отстаивал честь школы. При выборе будущей специальности у меня сомнений не было – только факультет физической культуры ГрГУ им.Я.Купалы. Еще во время учебы в университете я попробовал себя в роли инструктора по физической культуре и спорту в детском оздоровительном лагере «Вяселка», в летнем лагере «Жемчужина» в Анапе. И понял: работа с детьми – это то, что мне нравится, то, чем я хотел бы заниматься в жизни. Я с гордостью продолжаю нашу семейную династию – я педагог в пятом поколении. Рад, что выбрал эту специальность, рад, что работаю в своей родной школе. Слова благодарности хочу сказать нашим замечательным учителям физической культуры и здоровья, которые всегда подскажут, помогут, поддержат. Такие качества, как терпение, креативность, оптимизм очень важны для учителя. Я люблю свою профессию, люблю детей и хочу видеть своих учеников всесторонне развитыми, здоровыми, крепкими физически и морально. Занятия любимым видом спорта я не оставил – веду кружок по волейболу в школе, принимаю участие в республиканской спартакиаде работников системы образования в составе команды Гродненской области по волейболу. 

 

 

 - Конопацкая Екатерина Ивановна, еще со школы мне очень нравилось изучать английский язык. В детстве все мои игры были связаны со школой. Я рассаживала игрушки и вместе с ними заучивала новые слова, представляя себя учителем. Иностранный язык - это то, что мне нравится и чему могу и хочу научить других. Учитель английского языка знакомит не только с языком, но и с культурой, традициями других стран.

Каждый новый день - новое открытие и небольшое достижение. Очень приятно видеть заинтересованность детей в изучении моего учебного предмета.  Я думаю, что успехов в профессии учителя смогут добиться люди доброжелательные, терпеливые и открытые к общению. Необходимо также умение учиться, не отступать перед трудностями, понимать и принимать своих учеников. Я считаю, что если учишь, сам всегда должен постоянно учиться чему-то. Это мне и нравится: учить и учиться. Моя профессия позволяет всегда узнавать что-то новое, постоянно совершенствоваться.

свернуть

В помощь педагогу

развернуть

Структура системного подхода

к профессиональному самоопределению учащихся

Этап

Звенья и их функциональные характеристики

I. Профессиональное просвещение

Воспитание установки на выбор профессий, нужных обществу

Ознакомление с социально- экономическими аспектами выбора профессии

Расширение кругозора о профессиях и отраслях народного хозяйства

Пропаганда профессий средствами массовой информации, литературы и искусства

II. Профессиональное убеждение

Убеждение в необходимости развития личности при выборе профессии

Формирование мотивов выбора профессии с учетом личных интересов и общества

Самовыражение в выборе профессии

Самоутверждение в выборе профессии. Принятие решения

III. Практическая подготовка учащихся к выбору и получению профессии

Формирование политехнических умений и навыков при изучении основ наук

Развитие специальных склонностей и способностей во внеклассной работе

Привитие профилирующих умений и навыков в процессе трудового обучения

Реализация профессиональных склонностей в трудовой деятельности

IV. Дифференциация и корректирование профессиональной направленности учащихся

Корректирование склонностей и способностей с избираемой профессией

Корректирование избираемой профессии с состоянием здоровья

Профессиональная ориентация учащихся разного пола и возраста

Дифференцированная работа в зависимости от восприимчивости профориентации

1. Профессиональное просвещение, то есть информирование, расширение представлений учащихся об отраслях народного хозяйства и профессиях, о требованиях к кадрам, о потребностях в работниках местных предприятий и учреждений, о действующем рынке профессий и образовательных услуг.

Просветительская работа необходима во всех возрастных группах учащихся, но особенно в средних и старших классах. Подростки с большим интересом пишут сочинения о своей будущей профессии и профессии своих родителей, оформляют бюллетени «О профессиях разных, нужных и важных», «Все работы хороши – выбирай на вкус».

2. Профессиональное убеждение:

а) развитие познавательных интересов учащихся при изучении обще-

образовательных предметов. С возрастом интерес к отдельным предметам и видам учебных занятий дифференцируется, приобретает специфическую, профессиональную направленность, и может стать основой выбора профессии.

По мнению психологов, оптимальный возраст для развития профессиональных интересов – 7–11 лет (в этом возрасте происходит воображаемый выбор профессии в мечтах ребенка). Стойкие осмысленные профессиональные интересы появляются в 13–14 лет; тогда же начинается развитие профессионального самосознания;

б) воспитание у учащихся установки на выбор профессий, нужных обществу;

в) формирование мотивов выбора профессии с учетом интересов личности и общества;

г) пропаганда нужных обществу профессий средствами массовой информации, литературы и искусства;

д) убеждение в необходимости развития качеств личности, нужных для получения избираемой профессии;

е) самовыражение и самоутверждение учащегося в выборе профессии, принятие решения.

3. Дифференциация и корректирование профессиональной направленности учащихся:

а) профессиональное консультирование – изучение личности учащегося и выдача на этой основе профессиональных рекомендаций. Носит чаще всего индивидуальный характер и осуществляется медицинскими работниками, психологами, педагогами, специалистами региональных центров профессиональной ориентации;

б) корректирование избираемой профессии с ограничениями по здоровью, а также с индивидуальными склонностями и способностями, психологическими особенностями (такими, как темперамент, характер);

в) дифференцированная работа с учащимися в зависимости от восприимчивости к профориентации.

4. Практическая подготовка учащихся к выбору и получению профессии:

а) формирование политехнических умений и навыков при изучении научных основ современного производства на уроках физики, химии, географии и других учебных предметов. Это, прежде всего, расчетно-вычислительные, контрольно-измерительные, технические, технологические, общетрудовые, конструктивно-экспериментальные умения и навыки;

б) привитие профилирующих умений и навыков в процессе трудового обучения;

в) развитие специальных склонностей и способностей во внеклассной работе (факультативы, кружки, школьные научные общества и т. п.);

г) реализация профессиональных склонностей в процессе разнообразной трудовой деятельности школьников;

д) важной формой профориентации старшеклассников являются учебно-производственные комбинаты (УПК).

Согласно другому подходу, система профессиональной ориентации включает в себя следующие компоненты:

  •  профессиональное просвещение (профинформация);
  • профессиональная диагностика;
  •  профессиональная консультация;
  •  профессиональный отбор;
  • профессиональная адаптация.

Профессиональное просвещение имеет своей целью сообщение школьникам определенных знаний о социально-экономических особенностях, психофизиологических требованиях тех или иных профессий.

Профессиональная диагностика осуществляется специалистами по отношению к каждому конкретному человеку с использованием различных методик.

Профессиональная консультация заключается в оказании помощи, советах специалистов (психологов, врачей, педагогов), в установлении соответствия между требованиями, предъявляемыми человеком к профессии, и его индивидуально-психологическими особенностями.

Профессиональный отбор направлен на предоставление личности свободы выбора в мире профессий. Его осуществляют высшие и средние специальные учебные заведения, предъявляющие определенные требования к поступающим, или учреждения, принимающие человека на работу.

Профессиональная адаптация — это процесс вхождения молодого человека в профессиональную деятельность, приспособление к системе производства, трудовому коллективу, условиям труда, особенностям специальности. Успешность адаптации является показателем правильности выбора профессии.

Компоненты профориентации взаимосвязаны, соподчинены.

Работа в школе по профориентации включает три направления:

1.  Ознакомление учащихся с особенностями различных профессий и специальностей и с требованиями по подготовке к овладению выбранной профессией.

2.  Приобщение учащихся к посильному труду в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства, показ привлекательности производительного труда, связанного с созданием материальных ценностей.

3. Организация трудового допрофессионального или начального профессионального обучения учащихся в системе занятий в школьных мастерских и в УПК.

К профориентационной работе существует 2 подхода: адаптационный (изучение способностей учащихся и определение наиболее подходящей им профессии) и развивающий (развитие учащихся и подготовка их к самостоятельному выбору профессии).

Результат профориентационной работы в школе — профессиональное самоопределение школьников.


Рекомендации педагогам-предметникам ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ЧЕРЕЗ УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

Проблема выбора профессии. Рекомендации учителям по профориентации

Анкеты

Секреты выбора профессии

свернуть

Информация для учащихся

развернуть

Интерактивный путеводитель по системе профессионального образования в Республике Беларусь

Секреты выбора профессии

Анкеты

abiturient.by - Справочный ресурс для поступающих!

Интерактивный путеводитель по системе профессионального образования в Республике Беларусь

Электронный справочник абитуриента Беларуси

Профессиональное образование Гродненской области

Официальные сайты, содержащие информацию по профориентации:

  •  Министерства образования Республики Беларусь: www.edu.gov.by 
  •  Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: www.mintrud.gov.by 
  •  Национальная академия образования:www.adu.by 
  •  Республиканский институт высшей школы: www.nihe.by
  •  Академии последипломного образования :www.academy.by 
  •  Республиканский институт профессионального образования:www.rikc.by 
  •  Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь: www.giac.by
  •  Республиканский институт высшей школы:www.nihe.bsu.by 
  •  Республиканский институт контроля знаний:www.rikz.by
  •  Информация о высших учебных заведениях Республики  Беларусь: http://www.abiturient.by 
  •  Учреждения профессионально-технического и среднего специального образования региона:www.kudapostupat.by

Белорусская государственная академия авиации: 

свернуть

Мероприятия по профориентации учащихся

развернуть
  • Проведение экскурсионной деятельности
  • Профессиональное консультирование
  • Профессиональная диагностика
  • Выставочная деятельность

Профориентационые занятия с учащимися «Кем быть?», «Выбор профессии – дело серьезное», «Аукцион профессий», «В поисках будущей профессии». На занятиях в интерактивной форме учащимся предложено узнать о факторах, влияющих на выбор профессии познакомиться с типами и различными характеристиками будущей профессиональной деятельности. Ребята закрепили представления о профессиях, развивали навыки социального общения, разыгрывали ролевой диалог, рассуждали о выборе той или иной профессии и её востребованности на рынке труда.

 Для учащихся начальной школы проведены развивающие занятия «Когда вырасту, я хочу стать…», психологические игры-викторины «В мире профессий» по формированию у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.  Ребята продемонстрировали свои знания о профессиях, свою эрудицию, находчивость, имели возможность обсудить, кем они хотят стать в жизни, какие профессии будут востребованы в будущем и что они знают о определённых профессиях. 

свернуть
поделиться в: