Министерство образования Республики Беларусь
Отдел образования администрации Октябрьского района г. Гродно
Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 38 имени Кирилла Туровского г. Гродно»
Профориентация — это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цели
Задачи:
Профессиональная ориентация — это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения. Т. о. можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.
Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.
Экономический аспект — это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).
Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).
Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.
Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.
8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Содержание профориентации в условиях непрерывного образования.
Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности учащихся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде).
С этой целью ежегодно составляются школьные и городские планы работы по профориентации. Это направление прослеживается в плане каждого классного руководителя – раздел профориентация. Ответственными за профориентационную работу в школах являются заместители директоров по воспитательной работе. Помощь классным руководителям в организации этого блока работы также оказывают социальные педагоги, психологи, преподаватели-организаторы ОБЖ, учителя “Технологии”. Тесные контакты школ с предприятиями, учебными заведениями профтехобразования, средними и высшими учебными заведениями, внешкольными учреждениями, территориальными центрами профориентации.
Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности учащихся 7-9 классов, которую проводят психологи. На основании этих данных дальнейшую работу с родителями и учащимися проводят классные руководители.
Структура деятельности педколлектива по проведению профориентационной работы в школе
Координатор деятельности: заместитель директора по воспитательной работе
заместитель директора по воспитательной работе, в функции которого входят:
Выполняющие рекомендации координатора:
Классный руководитель: опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:
Учителя-предметники:
Библиотекарь:
Социальный педагог:
Школьный психолог:
Направления и формы работы.
Организационно-методическая деятельность
Работа с учащимися
Работа с родителями
Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, в которых Вы хотели бы реализоваться, которые Вам подходят.
Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.
Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.
Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.
Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.
Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.
свернуть
Новые профессии профессионально-технических учебных заведений Минской области
Перечень профессионально-технических учебных заведений Минской области
Перечень средних специальных учебных заведений Минской области
Перечень государственных высших учебных заведений Республики Беларусь
Профориентационное тестирование
свернуть
Министерство образования Республики Беларусь: edu.gov.by;
Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: www.mintrud.gov.by;
Национальный институт образования: www.adu.by;
Академия последипломного образования: www.akademy.by;
Республиканский институт профессионального образования: www.ripo.unibel.by;
Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь: www.giac.unibel.by;
РЦПОМ: rcpom.by;
Республиканский институт высшей школы: www.nihe.bsu.by;
Республиканский институт контроля знаний: www.rikz.unibel.by;
Информация о высших учебных заведениях Республики Беларусь включает сведения о специальностях, правилах приема, результатах конкурса и находится на сайте: www.abiturient.by;
v Учреждения профессионально-технического и среднего специального образования региона:kudapostupat.by
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ https://navigatum.ru/
Молодежный портал teenage.by
свернутьСредние специальные учебные заведения
Профессионально-технические учебные заведения
Интерактивный путеводитель по системе профессионального образования (*на карте выбираешь область и район и получаешь информацию обо всех имеющихся там учреждениях ССО и ПТО)
Сайт КудаПоступать.by предоставляет возможность бесплатного автоматического подбора учебного заведения, исходя из суммы баллов, набранных на ЦТ/ЦЭ.
Бесплатное прохождение профориентационного теста
свернутьhttps://www.edu.gov.by/abiturientu-2023/abiturient/
https://t.me/MinobrofBelarus/20878
свернутьСлужение Отечеству, посвящение своей жизни профессиональной защите Родины во все времена было почетным выбором настоящих граждан своей страны.
В последние годы система военного образования существенно усовершенствовалась и позволяет сейчас, вместе с получением военного образования, получить и востребованную гражданскую специальность. Подготовка граждан осуществляется только на дневной форме обучения и только на бюджетной основе, при этом курсанты находятся на полном государственном обеспечении.
Подготовку военных кадров осуществляет как Военная академия Республики Беларусь, так и ряд военных факультетов гражданских учреждений образования:
1. военный факультет учреждения образования «Белорусский государственный университет»,
2. военный факультет учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»,
3. военно-транспортный факультет учреждения образования «Белорусский государственный университет транспорта»,
4. военно-технический факультет учреждения образования «Белорусский национальный технический университет»,
5. военно-медицинский факультет учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»,
6. военный факультет учреждения образования «Минский государственный высший авиационный колледж»,
7. военный факультет учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы».
8. государственное учреждение образования «Институт пограничной службы Республики Беларусь»
Если есть желание, то можно пройти обучение и на базе военно-учебных заведений Российской Федерации по специальностям, дефицитным в Вооруженных Силах Республики Беларусь.
Кто может поступать в военно-учебные заведения?
В военно-учебные заведения принимаются на конкурсной основе граждане Республики Беларусь мужского пола, имеющие законченное общее среднее (среднее специальное, профессионально-техническое с общим средним) образование либо высшее образование (при получении его в Республике Беларусь на условиях оплаты) в возрасте от 17 до 21 года, в том числе лица, которые достигли 17-летнего или 21-летнего возраста в год поступления на обучение.
Порядок подачи документов для поступления
На каждого кандидата на поступление военным комиссариатом оформляется «Личное дело кандидата» и он до момента участия в конкурсе вступительных испытаний проходит предварительный и окончательный отбор для поступления в учебное заведение. Все это требует определенного времени. В соответствии с правилами приема в военно-учебные заведения кандидату рекомендовано до 1 апреля года поступления обратиться в военный комиссариат по месту регистрации с заявлением о направлении его для поступления в военно-учебное заведение.
Но мы рекомендуем не тянуть время, а обращаться в военный комиссариат как можно раньше. Чем это вызвано?
Во-первых, юноша может по заявлению пройти медицинское освидетельствование на предмет годности к поступлению в военно-учебное заведение и у него, в случае необходимости, есть время для того, чтобы подлечиться
Во-вторых, лучше узнать о негодности к поступлению в военно-учебное заведение по состоянию здоровья как можно раньше и переориентироваться на другое учебное заведение, чем узнать об этом за три месяца до поступления.
В-третьих, после подтверждения степени годности к поступлению, кандидат может все усилия направить на непосредственную подготовку к сдаче предметов тестирования.
Порядок прохождения профессионального отбора
Профессиональный отбор начинается после подачи заявления и осуществляется путем всесторонней оценки каждого абитуриента по следующим показателям:
состояние здоровья;
физическая подготовка;
профессионально-психологический отбор (оценка военно-профессиональной направленности и индивидуально-психологических качеств).
Состояние здоровья оценивается врачебной комиссией с правами военно-врачебной комиссии путем вынесения, по результатам медицинского освидетельствования, заключения о категории годности для обучения в военно-учебном заведении.
Профессионально-психологический отбор (оценка военно-профессиональной направленности и индивидуально-психологических качеств) проводится путем тестирования абитуриентов с вынесением заключения о годности для поступления в военно-учебные заведения и проводится в два этапа.
Первый этап - предварительный профессиональный отбор проводится до 10 апреля комиссией по предварительному профессиональному отбору военного комиссариата.
Второй этап- окончательный профессиональный отбор абитуриентов и сдача нормативов по физической подготовке проводится до 25 мая комиссией военного комиссариата Гродненской области по окончательному профессиональному отбору кандидатов в городе Гродно.
Физическая подготовленность кандидатов (кроме поступающих для органов пограничной службы) оценивается в форме «зачет» или «незачет». Кандидат, не выполнивший норматив по одному из упражнений, назначенных для проверки, считается не прошедшим профессиональный отбор.
Форма одежды для выполнения упражнений – произвольная спортивная.
Наименование упражнения |
Нормативные требования, |
|||
Бег на 100 м |
15,4 секунды |
|||
Бег на 1,5 км |
6 минут 52 секунды |
|||
Подтягивание на перекладине |
6 раз |
|||
Для кандидатов, поступающих на факультет военной разведки по |
||||
Плавание на 50 м |
Без учета времени |
|||
Для кандидатов, поступающих для обучения в качестве курсантов в учреждениях образования Республики Беларусь и других государств, осуществляющих подготовку офицерских кадров для органов пограничной службы Республики Беларусь |
||||
Наименование |
Единица измерения |
отл. |
хор. |
уд. |
Бег на 100 м |
С |
13.5 |
14.3 |
15.0 |
Бег на 1 км |
мин.с |
3.33 |
3.53 |
4.30 |
Подтягивание на |
к-во |
13 |
10 |
8 |
Кандидаты, поступающие для обучения на военный факультет |
||||
плавание на 100 м |
2.00 мин. |
По результатам окончательного профессионального отбора абитуриент допускается к участию в конкурсе по результатам централизованного тестирования и учебное дело кандидата направляется в военно-учебное заведение.
Порядок зачисления
Зачисление в военно-учебное заведение проводится по конкурсу в соответствии с количеством баллов, указанных в сертификатах централизованного тестирования, проведенного в Республики Беларусь по предметам вступительных испытаний, и средним баллом документа об образовании.
Порядок обеспечения курсантов военно-учебных заведений
Обучение осуществляется только по дневной форме получения образования за счет средств республиканского бюджетас полным государственным обеспечением курсантов согласно нормам довольствия.
Курсанты первые два года проживают в казарме, последующие года – в благоустроенных общежитиях учебных заведений.
С первого курса обучения курсанты подписывают контракт на обучение в военно-учебном заведении и последующее прохождение военной службы на офицерских должностях в течение 5 лет.
Курсанты, прошедшие обучение в военно-учебных заведениях Российской Федерации после окончания учебного заведения возвращаются в Республику Беларусь и проходят военную службу в Вооруженных Силах Республики Беларусь.
Учреждение образования Военная академия Республики Беларусь»- http://varb.mil.by/
Военный факультет в учреждении образования Белорусский государственный университет - http://www.mil.by/ru/education/bsu/conditions/
Военный факультет в учреждении образования Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники - http://www.mil.by/ru/education/bsuir/conditions/
Военно-технический университет в учреждении образования Белорусский национальный технический университет - http://www.mil.by/ru/education/bntu/conditions/
Военно-медицинский факультет в учреждении образования Белорусский государственный медицинский университет - http://www.mil.by/ru/education/bsmu/conditions/
Военный факультет в учреждении образования Гродненский государственный университет - http://www.mil.by/ru/education/gsu/conditions/
Военно-транспортный факультет в учреждении образования Белорусский государственный университет транспорта - http://www.mil.by/ru/education/bsut/conditions/
Военный факультет в учреждении образования Белорусская государственная академия авиации - http://www.mil.by/ru/education/mgvak/conditions/
«Учреждение образования Минское военное Суворовское училище», на адрес «http://www.mil.by/ru/education/msvu/admission/»
Государственное учреждение образования Институт пограничной службы Республики Беларусь
свернутьПрофессия учителя настолько востребована, что педагогические специальности есть практически в каждом университете Беларуси. Чтобы тебе было проще сориентироваться в предложениях вузов, подготовили полный обзор педагогических университетов, факультетов и специальностей.
Каждый третий выпускник педклассов поступает на педагогические специальности
БГПУ имени Максима Танка — ведущий педагогический вуз Беларуси, главная задача которого — профессиональная подготовка педагогов для учреждений дошкольного, среднего и высшего образования. На 11 факультетах вуза готовят будущих учителей-предметников, краеведов, воспитателей, учителей начальных классов, музыки, хореографии, ИЗО и черчения, социальных педагогов, логопедов, преподавателей физической культуры, психологов, филологов.
В многопрофильном университете, который входит в 2% лучших вузов мира, есть 27 педагогических специальностей. В основном готовят преподавателей для университетов и колледжей. Как говорят сами выпускники, они больше учёные, чем учителя. Видимо поэтому в названии специальности часто указывают «Научно-педагогическая деятельность». В вузе учатся будущие преподаватели биологии и химии, экологии, географии, культурологи, искусствоведы, лингвисты, преподаватели социально-гуманитарных дисциплин, математики и информатики, психологии, социологии и психологии, экономических дисциплин.
Педагогические специальности есть и в БрГУ имени А. С. Пушкина. Их можно освоить на биологическом, географическом, историческом, психолого- и социально- педагогических и других факультетах вуза. Подробнее изучай учебные программы здесь.
Витебский вуз специализируется на подготовке воспитателей, школьных учителей и преподавателей колледжей и вузов. Полный перечень обучающих программ смотри по ссылке.
Крупный региональный вуз готовит экономистов, юристов, инженеров, лингвистов, историков, филологов, биологов, педагогов. Треть программ вуза — педагогические.
Гродненский университет предлагает широкий выбор специальностей. И часть из них — педагогические. Здесь готовят воспитателей, преподавателей начальных классов, логопедов, олигофренопедагогов, преподавателей музыки, ИЗО, хореографии, учителей-предметников и преподавателей иностранных языков. Они могут работать в школах и вузах.
Половина специальностей БарГУ — педагогические. Будущих учителей готовят на факультетах педагогики и психологии и факультете славянских и германских языков.
Иняз в Минске обучает 22 европейским и восточным языкам. Выпускники лингвистического университета работают преподавателями, переводчиками, переводчиками-референтами. Чисто педагогических специальностей шесть. Вуз готовит учителей английского, немецкого, китайского и романских языков.
Вуз готовит специалистов для всех сфер общественной жизни, но в приоритете по-прежнему педагогические профессии. Университет выпускает преподавателей для средних и дошкольных учреждений образования. Полный перечень специальностей смотри здесь.
Профильный вуз готовит не только учителей-предметников, воспитателей, но и педагогов-инженеров (профессиональное обучение), тренеров по видам спорта.
ПолесГУ специализируется на банковском деле, экономике, биотехнологиях и организации здорового образа жизни. Но в вузе есть две педагогические специальности: преподаватель физической культуры, учитель биологии.
Педагогические колледжи Беларуси
свернутьЧто такое обучение по договору о целевой подготовке специалиста или целевое обучение?
На основании подпункта 1.39 пункта 1 статьи 1 Кодекса Республики Беларусь об образовании, в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 № 821 «О некоторых вопросах распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, возмещения затраченных государством средств на их подготовку и целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих» с 01.03.2022 подготовка специалистов на условиях целевой подготовки осуществляется за счет республиканского и (или) местных бюджетов в дневной форме получения образования без ограничения численности населения населенных пунктов, на территории которых расположены организации образования.
КОДЕКС ОБ ОБРАЗОВАНИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
(Подпункт 1.39 пункта 1 статьи 1)
Целевая подготовка специалистов, рабочих, служащих – подготовка специалистов с высшим образованием, средним специальным образованием, рабочих со средним специальным образованием за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов в дневной форме получения образования в целях удовлетворения кадровых потребностей организаций Республики Беларусь за счет персонального привлечения лиц из числа граждан Республики Беларусь, проживающих в Республике Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, являющихся выпускниками учреждений образования Республики Беларусь, осуществляемая в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста с высшим образованием, специалиста (рабочего) со средним специальным образованием, рабочего (служащего) с профессионально-техническим образованием.
Примечание. Кодекс об образовании Республики Беларусь вступает в силу с 01.09.2022.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
22 июня 2011 г. № 821
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ, ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ, НАПРАВЛЕНИЯ НА РАБОТУ, ПОСЛЕДУЮЩЕГО НАПРАВЛЕНИЯ НА РАБОТУ ВЫПУСКНИКОВ, ВОЗМЕЩЕНИЯ ЗАТРАЧЕННЫХ ГОСУДАРСТВОМ СРЕДСТВ НА ИХ ПОДГОТОВКУ И ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ, РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
- Прием граждан в учреждения образования для получения образования на условиях целевой подготовки осуществляется в соответствии с правилами приема лиц для получения высшего образования I ступени, среднего специального образования, утверждаемыми Президентом Республики Беларусь, правилами приема лиц для получения профессионально-технического образования, утверждаемыми Правительством Республики Беларусь.
Основанием для участия в конкурсе на место для получения образования на условиях целевой подготовки является договор о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего), составленный по форме согласно приложению 1 в трех экземплярах и подписанный гражданином и заказчиком.
- Зачисление граждан, успешно прошедших конкурс на место для получения образования на условиях целевой подготовки, оформляется приказом по учреждению образования на основании решения приемной комиссии в сроки, установленные правилами приема в данное учреждение образования. Одновременно руководителем учреждения образования подписывается договор, представленный гражданином в приемную комиссию учреждения образования.
При равном количестве набранных на вступительных испытаниях баллов учитывается мнение заказчика.
В случае появления вакантных мест для получения образования на условиях целевой подготовки по согласованному решению приемной комиссии учреждения образования и заказчика договоры могут заключаться с гражданами, успешно сдавшими вступительные испытания по таким же предметам в данном или другом учреждении образования, либо эти места передаются на общий конкурс.
- Договор считается заключенным с момента подписания его всеми сторонами и действует до окончания срока обязательной работы молодого специалиста, молодого рабочего (служащего).
По вопросам целевой подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием по педагогическим специальностям обращаться к заместителю директора по учебной работе Маркевич Кристине Ивановне.
свернуть